Наиболее характерная схема уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации, основана на недостоверном заявлении базы исчисления таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации. Основные действия проверяемых лиц, направленные на уклонение от уплаты таможенных пошлин, заключались в занижении таможенной стоимости товаров путем недостоверного заявления сведений либо невключения в структуру ее формирования лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности.
В соответствии с приказом Минфина России от 8 июня 2018 г. № 132н «О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» с 1 января 2019 года изменяются коды бюджетной классификации (далее – КБК), предназначенные для уплаты таможенных пошлин, таможенных сборов, авансовых денежных средств и денежных залогов.
Сотрудники Центральной оперативной таможни напоминают о существовании практики освобождения от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа по уголовным делам, возбужденным по ч. 1 и ч. 2 ст. 194 УК РФ («Уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном и особо крупном размере»). Так, в 2018 году по двум уголовным делам Центральной оперативной таможни назначены судебные штрафы на общую сумму 350 000 рублей, причем по данным делам в бюджет возмещен ущерб, причиненный преступлениями, в размере 18 534 604 рублей. Такая же практика имеется и в других таможнях региона деятельности Центрального таможенного управления. Как пояснил заместитель начальника Центральной оперативной таможни Валерий Ногаев, судами применяется ст. 76.2 УК РФ. — Согласно этой статье лицо, впервые совершившее преступление небольшой и средней тяжести может быть освобождено от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа, в случае, если оно возместило ущерб или иным образом загладило причинённый преступлением вред. Проще говоря: возместил ущерб — не судим.
Судебная практика по спорам, возникающим при помещении товаров под таможенные процедуры переработки на (вне) таможенной территории за проверяемый период складывается исключительно из дел по исковым заявлениям, предъявленным к таможенным органам, и характеризуется следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 193 Федерального закона № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 4 сентября 2018 года) временный ввоз транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного в иностранном государстве и принадлежащего на праве собственности физическому или юридическому лицу, в собственности которого уже находятся транспортные средства для личного пользования, ранее ввезенные на территорию Российской Федерации и находящиеся под таможенным контролем, возможен только при условии уплаты таможенных платежей.
Обзор положительной судебной практики по судебным делам, связанным с корректировкой таможенной стоимости товаров, а также делам, связанным возвратом (зачетом) таможенных платежей, а также судебной практики по судебным делам, связанным с классификацией товаров в соответствии с ТН ВЭД и судебным делам, связанным с привлечением лиц к административной ответственности.
4 сентября 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон). Федеральный закон содержит ряд новелл, касающихся таможенного контроля после выпуска товаров, включенных в него в целях реализации пожеланий бизнес-сообщества. К их числу относятся положения статьи 228 Федерального закона, касающиеся порядка проведения камеральных таможенных проверок.
Судебная практика по спорам, связанным с перемещением товаров через территорию особых экономических зон, является немногочисленной. Наиболее частой причиной обращения участников внешнеэкономической деятельности и физических лиц в судебные органы является их несогласие с решениями таможенных органов по результатам таможенной проверки, возлагающими на лиц обязанность уплатить таможенные платежи. Обжалуемые решения принимаются таможенными органами в связи с нарушениями лицами требований и условий таможенной процедуры свободной таможенной зоны (например, вывоз товара, ранее помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории особых экономических зон на остальную часть территории Евразийского экономического союза без завершение действия указанной таможенной процедуры в соответствии с требованиями права Евразийского экономического союза; помещение товара под таможенную процедуру свободной таможенной зоны неуполномоченным субъектом (не участником особых экономических зон).
При перечислении утилизационного сбора и пеней за его неуплату в платежном документе (в поле – 104) необходимо проставлять следующие коды бюджетной классификации (КБК):
ФТС информирует, что новеллы вступившего в силу с 4 сентября 2018 года нового закона о таможенном регулировании в Российской Федерации (Федеральный закон № 289-ФЗ) внесли изменения в порядок временного ввоза иностранных автомобилей, предназначенных для личного пользования физических лиц. Согласно пункту 5 статьи 193 Федерального закона 289-ФЗ все граждане – владельцы автотранспортных средств, не имеющие постоянного места жительства в государстве - члене Евразийского экономического Союза (ЕАЭС), могут ввезти для личного пользования на территорию Российской Федерации без уплаты каких-либо пошлин, налогов и сборов только одно транспортное средство. Ввоз в Россию для личного пользования второго и последующих транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и принадлежавших одному владельцу, возможен исключительно при условии уплаты таможенных пошлин, налогов за каждое дополнительно ввезённое транспортное средство.