В последнее время таможенные органы ЕАЭС активизировали проверки импортёров на предмет занижения таможенной стоимости товаров. Особое внимание уделяется случаям, когда иностранным поставщикам выплачиваются дивиденды, которые могут быть связаны с ввозимыми товарами. В ответ на многочисленные обращения участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Министерство финансов России представило свою позицию по вопросу включения таких выплат в таможенную стоимость.
Правовая основа
Согласно пункту 9 статьи 39 Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС), цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары, относится исключительно к товарам, перемещаемым через таможенную границу. Минфин поясняет, что дивиденды или иные платежи, не связанные с ввозимыми товарами, не должны включаться в их таможенную стоимость. Однако ситуация усложняется, если сделка осуществляется между компаниями одной группы, где распределение дивидендов может влиять на ценообразование.
Риски манипуляций и проверки таможенных органов
Минфин подчеркивает, что сделки внутри группы компаний несут риск манипулирования элементами стоимости товаров. Это особенно актуально, если доход российского покупателя формируется преимущественно за счёт продажи ввезённых товаров. В таких случаях таможенные органы вправе запросить:
- Условия приобретения товаров: Декларант должен подтвердить, что цена сформирована при обычном ходе торговли. Это предполагает возможность покупки товаров любыми заинтересованными лицами на тех же условиях. - Методологию ценообразования экспортёра: Необходимо предоставить документы, подтверждающие рыночность цены.
Если такие данные не представлены или доказательства рыночности отсутствуют, таможенные органы могут включить дивиденды в таможенную стоимость товаров.
Когда дивиденды включаются в таможенную стоимость?
Согласно пункту 3 статьи 40 ТК ЕАЭС, дивиденды включаются в таможенную стоимость товаров в следующих случаях:
1. Дивиденды по сути являются частью дохода от продажи товаров: Если платежи, обозначенные как дивиденды, фактически обеспечивают получение продавцом части дохода от реализации ввезённых товаров. 2. Отсутствие методологии ценообразования: Декларант не предоставил документы, подтверждающие порядок формирования цены экспортёром. 3. Ограниченный круг покупателей: Если товары продаются только ограниченному числу покупателей, что ставит под сомнение рыночность цены.
Особые случаи и отложенное определение стоимости
Минфин также рассмотрел ситуации, когда точная величина дополнительных платежей (не являющихся дивидендами) становится известна только после выпуска товаров. В таких случаях нормы пункта 16 статьи 38 ТК ЕАЭС и подпункта «в» пункта 2 Порядка отложенного определения таможенной стоимости (Решение ЕЭК № 103) позволяют декларанту заявить предварительную стоимость на основе имеющихся данных. Окончательная величина таможенной стоимости может быть определена позднее.
Заключение
Минфин России акцентировал внимание участников ВЭД на важности прозрачного декларирования и соблюдения норм ценообразования при импорте товаров. Выплаты дивидендов требуют особого контроля со стороны как декларантов, так и таможенных органов. Компании должны быть готовы подтвердить рыночность цен и предоставлять полную информацию о сделках, чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
|