Федеральной таможенной службой в 2018 году выявлены следующие наиболее распространенные схемы уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации:
Основные действия проверяемых лиц, направленные на уклонение от уплаты таможенных пошлин, заключались в занижении таможенной стоимости товаров путем недостоверного заявления сведений либо невключения в структуру ее формирования лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности.
В ходе проведения таможенной проверки по вопросу достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров установлено, что организацией при таможенном декларировании маркированных товарными знаками товаров (мебель, фурнитура и сопутствующие товары для оформления интерьера, которые отличаются особым дизайном и качеством, а также пищевая продукция, продаваемая по уникальной системе пищевых продуктов и напитков, которая предполагает особые рецепты и методы приготовления) в нарушение пункта 10 статьи 38, части 7 пункта 1 статьи 40 Таможенного кодекса ЕАЭС в структуру таможенной стоимости не были включены лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности.
При проведении таможенной проверки установлено, что согласно условиям договоров коммерческой концессии (франчайзинга), заключенных между проверяемой организацией (пользователь) и правообладателем, выплата лицензионного вознаграждения правообладателю за право пользования товарными знаками осуществлялась от суммы чистых доходов пользователя. Согласно договору чистый доход - это общая сумма валовой выручки от продаж, полученной пользователем в результате его деятельности. Деятельность пользователя включала в себя в том числе реализацию товаров, маркированных товарными знаками. Таким образом, уплачиваемые лицензионные платежи, безусловно, относились к ввозимым товарам. Согласно условиям договоров коммерческой концессии (франчайзинга) при расторжении договора или при прекращении срока его действия пользователь обязан продать правообладателю все пригодные к продаже товары по себестоимости. Таким образом, расторжение договора или прекращение его действия, с одной стороны, влечет за собой освобождение от уплаты лицензионных платежей со стороны пользователя, а с другой – накладывает на него ограничения в распоряжении и пользовании товарами. Данные ограничения делают бессмысленным для бизнеса дальнейший (после расторжения договора) ввоз (импорт) товаров, маркированных товарными знаками. Следовательно, уплата лицензионных платежей является «условием продажи» товаров.
В качестве документов, подтверждающих оплату лицензионных платежей, таможенному органу представлены платежные поручения о перечислении правообладателю лицензионных вознаграждений по договорам коммерческой концессии в проверяемый период.
Таким образом, в ходе выездной таможенной проверки установлен и документально подтвержден факт невключения в структуру таможенной стоимости товаров, маркированных товарными знаками, задекларированных организацией в проверяемом периоде, лицензионных платежей за право пользования товарными знаками.
В ходе проведения таможенной проверки проверяемая организация заявила ходатайство о корректировке таможенной стоимости и включении лицензионных платежей, относящихся ко всем ввезенным в проверяемом периоде товарам.
По результатам завершения таможенной проверки лицензионные платежи, уплачиваемые по договорам коммерческой концессии (франчайзинга), включаются организацией в таможенную стоимость ввозимых товаров в добровольном порядке при таможенном декларировании товаров.
Существует также схема уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации, основанная на занижении суммы таможенных пошлин и налогов и иных платежей.
Наиболее характерным способом, используемым в данной схеме, является занижение суммы таможенных пошлин посредством манипуляции со ставками таможенных пошлин, установленными Единым таможенным тарифом и кодами ТНВЭДЕАЭС.
Так, в ходе проведения камеральной таможенной проверки по вопросу достоверности классификации товара, заявленного как «LED телевизоры», установлено, что LЕD-телевизоры имеют в своём составе видеовоспроизводящую аппаратуру и в соответствии с правилами 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС должны классифицироваться в подсубпозиции 8528 72 200 1 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка ввозной таможенной пошлины 10%, но не менее 25,5 евро за штуку).
Проведение камеральной таможенной проверки по вопросу правильности классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС товара «очистной комбайн» позволило выявить факт неверной классификации в подсубпозиции 8430 39 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, ставка ввозной таможенной пошлины - 0%, НДС - 18%.
По результатам проверки принято решение по классификации указанного товара в подсубпозиции 8430 50 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС, ставка ввозной таможенной пошлины - 7,5%, НДС - 18%.
Так же в 2018 году внешнеэкономической деятельности в недобросовестными качестве способа участниками уклонения от таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации, было использовано недостоверное заявление страны происхождения товаров с целью уклонения от уплаты антидемпинговых и иных специальных видов таможенных пошлин.
Так были проведены таможенные проверки в отношении ряда организаций, предметом которых явились ввезенные на территорию Российской Федерации гусеничные бульдозеры производства Китайской Народной Республики, в отношении которых Решением Коллегии ЕЭК от 10.11.2015 № 148 установлена необходимость применения антидемпинговой пошлины.
В ходе проверок выявлены факты заявления недостоверных сведений о заводе-изготовителе бульдозеров, что повлекло неправомерное применение ставки антидемпинговой пошлины в размере 11,31% вместо 44,65%.