В 2016 году в пользу таможенных органов
сформирована судебная практика по вопросу декларирования бункерного
топлива, перемещаемого в качестве припасов водными судами через
таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС)
(судебные дела №№ А40-15643/16, А40-15654/2016, А40-21894/16,
А40-15639/16, А40-21894/2016, А40-128277/2015).
Как следует из текстов судебных актов,
таможенным органом в ходе проведения камеральной таможенной проверки был
выявлен факт декларирования в качестве припасов и вывоза за пределы
таможенной территории ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин, налогов
бункерного топлива иностранным морским судном (далее – судно), при этом
товар, заявленный в спорных декларациях – бункерное топливо, подлежал
декларированию в соответствии с таможенной процедурой экспорта с уплатой
таможенных платежей.
Таможенным органом установлено, что на
борту судна отсутствовал груз (товары), подлежащий выгрузке в порту на
территории ЕАЭС, операции по погрузке на борт судна иного груза,
подлежащего вывозу с территории ЕАЭС, не производились, на борту судна
находился исключительно транзитный груз. При этом согласно документам,
представленным таможенному органу при оформлении судна на приход (в
частности, генеральной декларации на приход), и письменным объяснениям
капитана судна целью прихода судна в порт на таможенную территорию ЕАЭС
являлась бункеровка нефтепродуктами, то есть пополнение судовых
припасов.
По результатам проведения камеральной
таможенной проверки таможенным органом сделан вывод о том, что судно не
соответствовало условиям, установленным пунктом 1 статьи 342 Таможенного
кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) для транспортного средства
международной перевозки, ввоз которого на таможенную территорию ЕАЭС
осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов, а погруженные на
судно объемы бункерного топлива не соответствовали определению припасов,
установленному подпунктом 23 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, а именно: не
отвечали требованию о необходимости спорного товара для обеспечения
нормальной эксплуатации и технического обслуживания транспортного
средства, в связи с чем перемещение бункерного топлива через таможенную
границу ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом положений
глав 48 и 50 ТК ТС совершено неправомерно. Вследствие чего таможенным
органом приняты решения, направленные на доначисление и уплату
таможенных платежей.
При обжаловании соответствующих решений таможенных органов в суды последние отказали в удовлетворении заявленных требований.
Принимая судебные акты в пользу таможенных органов, суды учитывали следующее.
Согласно пункту 23 статьи 4 ТК ТС
припасы – это товары, необходимые для обеспечения нормальной
эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и
поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо
стоянки, за исключением запасных частей и оборудования; предназначенные
для потребления пассажирами и членами экипажей на борту водных судов,
воздушных судов или пассажирами и работниками поездных бригад в поездах,
независимо от того, продаются эти припасы или нет; предназначенные для
продажи пассажирам и членам экипажей водных судов, воздушных судов без
цели потребления указанных припасов на борту этих судов.
Пунктом 2 статьи 363 ТК ТС
предусмотрено, что перемещение припасов через таможенную границу ЕАЭС
осуществляется без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения
мер нетарифного регулирования. В силу пункта 2 статьи 364 ТК ТС припасы
подлежат таможенному декларированию без помещения товаров под таможенные
процедуры.
По мнению судов, требование о
необходимости припасов для транспортного средства в целях обеспечения
его нормальной эксплуатации и технического обслуживания является
первоочередным при определении статуса бункерного топлива как припаса.
В этой связи фактически погруженное на
судно бункерное топливо в количестве, превышающем по расчетам суда,
произведенным им в мотивировочной части судебного акта, количество
топлива, требуемого для нормальной эксплуатации и технического
обслуживания транспортного средства в целях завершения рейса, не
соответствует определению припасов, установленному подпунктом 23 пункта 1
статьи 4 ТК ТС.
Вместе с тем обращаем внимание, что в
соответствии с пунктом 4 статьи 363, абзацем третьим пункта 2 статьи 364
ТК ТС Коллегия Евразийской экономической комиссии приняла решение от 1
ноября 2016 г. № 131 «Об определении количественных норм бункерного
топлива, перемещаемого в качестве припасов водными судами через
таможенную границу Евразийского экономического союза» (далее – Решение),
в котором содержатся правила расчета количественных норм
нефтепродуктов, классифицируемых в отдельных позициях группы 27 единой
Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС,
используемых в судовых энергетических установках для обеспечения
нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных)
судов, судов внутреннего плавания, судов плавания «река – море», судов
на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и маломерных судов,
включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, перемещаемых в
качестве припасов водными судами через таможенную границу ЕАЭС, к
которым применяются положения главы 50 ТК ТС.
При этом количественные нормы бункерного
топлива, перемещаемого в качестве припасов водными судами через
таможенную границу ЕАЭС, применяются таможенными органами государств -
членов ЕАЭС вне зависимости от осуществления этими водными судами
грузовых операций на таможенной территории ЕАЭС.
Определение количественных норм
бункерного топлива, перемещаемого в качестве припасов водными судами
через таможенную границу ЕАЭС, при его таможенном декларировании в
качестве припасов осуществляется на основании сведений, предусмотренных
пунктом 3 Решения и подлежащих указанию в таможенной декларации.
Решение не применяется в отношении
бункерного топлива, перемещаемого в качестве припасов водными судами
через таможенную границу ЕАЭС в местах убытия, расположенных в морских
портах Актау, Баутино, имеющих выход в Каспийское море.
В настоящее время судебная практика с учетом положений Решения отсутствует.