Регистрация | Войти

ENG  |  RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

 






» Результаты публичных консультаций по проекту федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
5 октября 2010 | Новости таможни
Департаментом оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России совместно со Сводным департаментом  анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России в период с 1 сентября 2010 г. по 10 сентября 2010 г проведены публичные консультации по проекту федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации». При этом респондентам было предложено оценить ряд ключевых положений законопроекта, которые, по замыслу разработчиков, направлены на устранение излишних административных барьеров в области таможенного регулирования, либо снижение для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности издержек, которые могут возникнуть в связи с усилением таможенного контроля по отдельным направлениям.  

В рамках публичных консультаций поступило 41 обращение от субъектов предпринимательской и иной деятельности или организаций, представляющих интересы указанных субъектов. Наиболее активное участие в консультациях приняли региональные торгово-промышленные палаты  (перечень, организаций, направивших обращения, прилагается). В большинстве обращений отмечается, что предлагаемые законопроектом меры по снижению издержек хозяйствующих субъектов потенциально способны привести к положительным результатам. Респондентами также выявлены риски недостижения указанных результатов и предложены решения, направленные на их минимизацию.   

В то же время, по такой важной мере, как сокращение сроков выпуска товаров, а также по мерам, связанным с ограничением широты полномочий таможенных органов, доля респондентов, оптимистично и пессимистично оценивающих вводимые улучшения, была практически равной, либо количество положительно ответивших респондентов не превышало 60 процентов. Это дает основания полагать, что эффективность применения соответствующих положений может быть обеспечена лишь при условии принятия дополнительных мер правового, информационного и организационного характера.  

Одним из условий достижения целей, которые ставились разработчиками при подготовке обсуждавшихся в рамках публичных консультаций положений законопроекта, является организация мониторинга их достижения. Представляется, что показатели достижения целей, отслеживаемые в рамках мониторинга, должны быть установлены по каждому из обсуждавшихся в ходе консультаций направлению. 

По результатам анализа поступивших обращений сообщаем следующее. 

I. ОЦЕНКА МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОКРАЩЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК  

1. Сокращение сроков выпуска товаров

Количество респондентов, которые считают, что предлагаемое регулирование способно упростить существующую процедуру, и  ответивших на данный вопрос отрицательно, оказалось примерно равным (18 и 17 респондентов соответственно). Таким образом, вопросу мониторинга применения данных положений законопроекта должно уделяться наибольшее внимание.  

Существенное число респондентов отметило, что данная мера может быть неэффективной, поскольку законом не предусмотрены основания, по которым начальником таможенного органа может быть принято решение о продлении сроков выпуска товаров. ОАО «Мечел», например, указывает, что такое регулирование может сделать ситуацию даже менее благоприятной, чем она была до 1 июля 2010 года. В то же время, например, ООО «Челябинский тракторный завод – УРАЛТРАК» выражает опасения, что для экспортируемой продукции, идентификация которой может быть проведена только вне места нахождения таможенного инспектора,  4 часа может быть явно недостаточно, что только увеличит злоупотребления.  

Как поясняет большинство участников консультаций, правило о сокращенных сроках выпуска обходится сотрудниками таможенных органов следующими способами:  

1) в случае экспорта таможенный орган может просто не принимать и не регистрировать декларацию;  

2) в случае импорта – в рамках подпункта 4 пункта 1 статьи 220 таможенный орган всегда сможет найти повод продлить срок оформления. В таком случае таможенный орган  может отказать в выпуске, что влечет обременения для участника ВЭД, повторную уплату сборов за таможенное оформление, оплату услуг брокера за повторное декларирование. Это, в свою очередь, приведет к увеличению издержек, связанных с хранением товаров на складе временного хранения, необходимостью проведения экспертизы товаров, сбором дополнительных документов для таможенного органа, а также коммерческих издержек, связанных с непоступлением товаров конечным покупателям.  

Отмечается также, что подобные решения практически не обжалуются участниками ВЭД, поскольку срок рассмотрения жалобы обычно все равно превысит срок задержки выпуска товаров, что в данном случае делает данный инструмент защиты прав участников ВЭД неэффективным.  

Изменение издержек также оценено участниками ВЭД по-разному. Если ЗАО «Русский Логистический провайдер» прогнозирует снижение расходов на транспорт и логистику на 10-15%, на таможенные формальности – на 40-50%, то ряд респондентов (ЗАО “Делойт Туш Томацу”, АСМАП, Некоммерческое партнерство в поддержку конкуренции), наоборот, прогнозирует их существенный рост.  

Практически все предложения по улучшению регулирования касаются конкретизации оснований для продления срока выпуска товаров, а также установления в пределах этого срока конкретных сроков для совершения таможенными органами определенных действий, например, по досмотру.  

Кроме того, «МЕТРО Кэш энд Керри» предлагает установить непосредственно в статье 220 Проекта последствия несвоевременного завершения проверки (по тем или иным причинам: по истечении установленного законом срока должно быть принято решение о выпуске товара (при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом в соответствии со статьей 88 ТК ТС) либо отказе в выпуске товаров в соответствии со статьей 201 ТК ТС.  

Для предотвращения необоснованной задержки выпуска, предлагается предусмотреть на уровне ведомственного контроля постоянно действующую «Горячую линию» для направления участниками ВЭД образцов решений таможенных органов, послуживших основанием для продления сроков выпуска или  отказа в выпуске. Предлагается на регулярной основе выборочно проводить тщательную проверку таких решений различными консалтинговыми, экспертными и юридическими компаниями, а также разбирать подобные случаи на анонимной основе (не называя компании)  на популярных Интернет сайтах.  

Полагаем, что данная идея может быть рассмотрена в рамках разработки подходов к мониторингу эффективности деятельности таможенных органов.  

2. Сокращение перечня документов, необходимых для выпуска товаров  

25 из 30 респондентов считает, что предлагаемое регулирование способно упростить существующую процедуру и приведет к сокращению издержек, связанных с хранением товара в зоне таможенного контроля и транспортировкой продукции.  

Предложены следующие варианты улучшения предлагаемого регулирования для сокращения рисков. По мнению ОАО "Северсталь", не во всех случаях и не все компании-экспортеры по разным причинам смогут оперативно предоставить запрашиваемую информацию. Поэтому в пункте 10 статьи 232 проекта необходимо исключить слова «и запросить дополнительные документы», в связи с тем, что для таможенного декларирования экспортируемых товаров перечень документов, указанных в статье 232 проекта, является вполне достаточным.  Кроме того, отмечается необходимость оперативного изменения приказа ФТС России от 27.04.2007 № 536 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления в соответствии с выбранным таможенным режимом», которым руководствуются таможенные инспекторы на постах, и который действует в настоящее время в прежней редакции, несмотря на вступление в силу Таможенного кодекса ТС.   

3. Сокращение таможенных формальностей при экспорте несырьевых товаров 

20 из 24 респондентов считает, что предлагаемое регулирование способно упростить существующую процедуру. По мнению ООО "Нестле Россия", произойдет значительное упрощение в части снятия необходимости предоставления документов, подтверждающих таможенную стоимость товаров, в отношении которых не установлены экспортные таможенные пошлины. Позиция всех респондентов заключается в том, что введение данного регулирования приведет к сокращению издержек, связанных с отгрузкой товара, хранением его в зоне таможенного контроля и проведением таможенных формальностей.  

Отмечены следующие возможные риски.  

1) невозможность осуществления экспортных операций товаров, производимых российскими компаниями, применяющими современные и инновационные технологии;  

2) невозможность оформления товаров на выставки за рубежом, для проведения испытаний и экспериментов;  

3) термин «товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины» данной статьи недостаточно четко определен в национальном законодательстве в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 80 ТК ТС.  

По мерам 1 – 3 также специально указывалось, что улучшение регулирования может быть обеспечено в полной мере лишь с переходом на электронное декларирование с использованием Интернет-технологий и одновременным установлением жесткого и прозрачного механизма фиксирование факта подачи ГТД участником ВЭД.  

4. Сокращение издержек за счет введения института уполномоченного экономического оператора  

25 из 29 респондентов считает, что предлагаемое регулирование способно упростить существующую процедуру, аргументируя успешным функционированием подобных институтов в других странах. Однако, многими респондентами сделана оговорка на отсутствие опыта работы подобного института, в связи с чем сложно оценить его эффективность. По вопросу, касающемуся возможного изменения издержек, мнения респондентов расходятся.  

Предложены варианты улучшения предлагаемого регулирования для сокращения рисков:  

ЗАО "Русский Логистический провайдер" полагает, что вместе с созданием института уполномоченного экономического оператора необходим ввод саморегулирования деятельности уполномоченных экономических операторов.  

Полагаем целесообразным также рассмотреть возможность объединения мелких участников ВЭД в саморегулируемые организации – уполномоченные экономические операторы.  

ОАО "Северсталь" считает, что на практике могут возникнуть случаи, когда подача предварительной таможенной декларации не позднее 3 (трех) часов до завершения перевозки товаров до местонахождения оператора может быть невозможна из-за нехватки времени на получение товаросопроводительных документов от отправителя и (или) перевозчика. Своевременно получить от отправителя или перевозчика такие документы невозможно по причине, например, перегрузки товаров в пути в Польше или нехватки времени для их получения из-за короткого пути доставки.
Решение проблемы видится во внесении изменений в статью 193 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также в указанную статью проекта, предусмотрев возможность подачи предварительной таможенной декларации до завершения транзита товаров в местонахождения оператора.   

5. Определение момента перехода ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов при совершении таможенных операций.   

Больше половины (16 из 30) респондентов считает, что предлагаемое регулирование не способно упростить существующую процедуру и не повлияет на изменение издержек.  

Большинство респондентов видят проблему не столько в определении момента перехода ответственности, сколько в несовершенстве системы учета платежей и обмена информацией о платежах между казначейством, таможенным органом и участником ВЭД.

2. МЕРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР  

6. Введение таможенного режима временного ввоза для коммерческих образцов  

25 из 28 респондентов считает, что предлагаемое регулирование способно упростить существующую процедуру, аргументируя это вводимым упрощением порядка оформления, однако, с некоторыми оговорками, например, о необходимости введения четкого понятия «коммерческий образец».  

Позиция всех респондентов заключается в том, что введение данного регулирования приведет к сокращению издержек, в основном за счет упрощения процедуры оформления, а также снизятся затраты при заключении контрактов, связанные с отправлением образцов для тестирования.  

Большинством респондентов было предложено уменьшить сроки оформления таможенной процедуры, как вариант улучшения предлагаемого регулирования для сокращения рисков связанных с  подтверждением принадлежности товаров к образцам и с возможностью коррупционной составляющей при провозе образцов в личном багаже.  

7. Упрощение применения таможенных режимов переработки для ремонта.    

17 из 25 респондентов считает, что предлагаемое регулирование способно упростить существующую процедуру, аргументируя это упрощением работы сервисных центров и организаций, осуществляющих гарантийный ремонт оборудования.  

В отношении издержек среди ответов респондентов нет единообразия, большинство полагает, что предлагаемое регулирование существенно на издержки не повлияет.  

По мнению многих респондентов, основные риски связаны с отсутствием исчерпывающих причин отказа таможенных органов в эквивалентной замене.   

8. Получение разрешения на применение таможенной процедуры переработки товаров до заключения внешнеэкономической сделки. 

24 из 27 респондентов считает, что предлагаемое регулирование способно упростить существующую процедуру, поскольку часто до заключения соответствующей внешнеэкономической сделки необходимо понимание того, будет ли получено разрешения таможни. Это способно, по мнению многих участников консультаций, существенно снизить издержки участников ВЭД. 

В качестве варианта улучшения регулирования предлагается установить заявительный порядок внесения изменений в уже выданные разрешения.  

3. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОГРАНИЧЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ   

9. Определение порядка создания, реорганизации и ликвидации таможенных органов Правительством Российской Федерации    

24 из 33 респондентов считает, что предлагаемое регулирование способно улучшить положение субъектов предпринимательской и иной деятельности, связывая это с тем, что определенный Правительством РФ, порядок, возможно, будут более предусматривать положения, обеспечивающие более предсказуемый и прозрачный процесс принятия решений о создании/упразднении таможенных органов.    

Высказаны предложения об установлении в таком порядке процедур согласования с представителями бизнес-сообщества и региональными властями, а также заблаговременного (не менее 3 месяцев) уведомления участников ВЭД о планируемых мероприятиях.   

10. Предварительное согласование отдельных нормативных правовых актов в области таможенного дела с федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями предпринимателей.  

25 из 36 респондентов считает, что предлагаемое регулирование способно улучшить положение субъектов предпринимательской и иной деятельности, поскольку одностороннее (со стороны ФТС России) принятие нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, зачастую может ущемлять интересы участников внешнеэкономической деятельности и приводить к увеличению финансовых издержек

По мнению многих респондентов, риски состоят в отсутствии четкого критерия выбора Правительством РФ общественных объединений, с которыми будут проведены консультации.  

11. Ограничение возможности исключения за мелкие правонарушения таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли из соответствующих реестров.  

19 из 30 респондентов считает, что предлагаемое регулирование способно улучшить положение субъектов предпринимательской и иной деятельности,  

В предложенных вариантах улучшения регулирования для сокращения рисков обсуждаются различные варианты определения размера штрафа, наложение которого должно повлечь исключение  из реестра.   

12. Ограничение широты усмотрения таможенных органов при предъявлении требований в рамках таможенного оформления и контроля.  

Статьи 208, 215 ,229, 231, 232, 235 проекта определяют конкретные случаи, когда таможенные органы могут требовать представления отдельных документов, устанавливать места доставки товаров, отличные от места нахождения получателя товаров.  

18 из 28 респондентов считает, что предлагаемое регулирование способно улучшить положение субъектов предпринимательской и иной деятельности, аргументируя это тем, что прозрачность системы предоставления дополнительных документов и сведений для целей таможенного контроля позволит избежать выставления таможенными органами требований о предоставлении документов и сведений, которые будут избыточными для выбранной формы таможенного контроля.  

Предложенные варианты улучшения предлагаемого регулирования затрагивают, как правило, необходимость максимально четкого установления детализированного перечня документов, которые вправе запрашивать таможенные органы.   

13.  Введение критериев оценки работы таможенных органов.  

18 из 28 респондентов считает, что предлагаемое регулирование способно улучшить деятельность таможенных органов, полагая, что это должно повысить качество исполнения таможенными органами их функций.  

Предложены варианты улучшения предлагаемого регулирования для сокращения рисков:  

1)      публичность, прозрачность проверки, показателей, результатов, принятых мер (ЗАО “Делойт Туш Томацу”);  

2)      дополнение указанных критериев оценкой эффективности применения системы управления рисками (СУР) установленной ст. 162 (таможенный брокер ООО «Тандем»);  

3)      определение конкретных процедур участия хозяйствующих субъектов в данном мониторинге ("МЕТРО Кэш энд Керри", ООО «Канон Ру»).  

4. ОЦЕНКА НОРМ, УХУДШАЮЩИХ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   

14.  Увеличение срока проведения таможенного контроля.  

Российское таможенное законодательство предусматривало, что таможенный контроль товаров после их выпуска может быть осуществлен таможенным органом в течение 1 года. Таможенный кодекс ТС увеличивает данный срок до 3 лет с возможностью установления более длительного срока законодательством государства-члена ТС.
Статья 164 проекта устанавливает срок таможенного контроля после выпуска товаров 3 года - минимально допустимый в соответствии с Таможенным кодексом ТС. 

24 из 34 респондентов считает, что предлагаемое регулирование способно ухудшить положение субъектов предпринимательской и иной деятельности связывая это с возможными злоупотреблениями со стороны таможенных органов, коррупционной составляющей. Основным видом издержек респонденты называют корректировку таможенной стоимости по истечении продолжительного периода, на что участникам ВЭД придется резервировать денежные средства.  

В то же время ООО «Нестле Россия», например, отмечает, что такое изменение не ухудшит положение добросовестных участников ВЭД, поскольку они ведут законную деятельность и хранят необходимые документы в указанные сроки. Упрощение таможенных процедур должно смещать основной приоритет на проведение постконтроля, а не контроля в процессе таможенного оформления грузов. Аналогичное мнение высказано ОАО «Северсталь», Некоммерческим партнерством в поддержку развития конкуренции.  

Предложены варианты улучшения предлагаемого регулирования: ограничения одним годом срока контроля таможенной стоимости (снизит необходимость резервирования средств под риски корректировки таможенной стоимости), ограничить периодичность контроля (один раз в отношении одного товара).  

5. МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ РИСКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К НОВОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ  

15.  Переходные положения  

15 из 25 респондентов считает, что предлагаемые меры в части переходных положений являются достаточными.  

Предложены различные варианты улучшения предлагаемого регулирования в части переходных положений. В  качестве важного условия называется единовременное с принятием проекта акта приведение в соответствие всех нормативно-правовых актов, а также оперативное принятие новых актов. ОАО "Северсталь" предлагает включить в «переходные положения» новую статью, содержащую положения ТК РФ, которые продолжат действие в части, не противоречащей таможенному законодательству Таможенного союза.   

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

 
Другие новости по теме:

  • Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об основах правового регулирования деятельности операторов и их взаимодействия с участниками перевозочного процесса при перевозках грузов»
  • Об оценке регулирующего воздействия на проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции»
  • Минэкономразвития нашло изъяны в Административном регламенте Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения реестра таможенных представителей
  • Минэкономразвития планирует усовершенствовать таможенное администрирование
  • Новшества законопроекта «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2016   All Rights Reserved.