Регистрация | Войти

ENG  |  RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

 






» Второе чтение законопроекта «О таможенном регулировании» назначено на 22 октября
20 октября 2010 | Новости таможни

В Минэкономразвития завершают подготовку законопроекта «О таможенном регулировании», второе чтение которого назначено на 22 октября. Новый закон должен заменить Таможенный кодекс и будет коренным образом от него отличаться, считают эксперты. Однако многие юристы опасаются, что если новые нормы и будут работать, то в половинчатом виде.
Закон будет принципиально отличаться от своего предшественника прежде всего потому, что создается не автономно, а в привязке к Таможенному кодексу Таможенного союза (ТС). Принять закон планировали еще к 1 июля, дню запуска ТС, но подготовленный ФТС проект никого не устроил. В итоге пришлось в срочном порядке вносить изменения, и работа над законом растянулась до осени.
В РСПП, который занимается подготовкой проекта, уже внесли 260 поправок, большинство из которых, правда, носит технический характер.

Импорт на доверии
Главное нововведение — институт уполномоченного экономического оператора. Лица, получившие этот статус, смогут упросить таможенное оформление. Главное, чтобы у компаний была хорошая репутация и отсутствие нарушений в прошлом. «Уполномоченный экономический оператор может без таможенного оформления официально принимать, снимать пломбы, разгружать у себя товар.
Самое важное, что это возможность получать товар в срок, без риска потери времени и простоя», — комментирует партнер «Пепеляев Групп» Галина Баландина.
Однако, по мнению советника по вопросам таможенного права компании «ДЛА Пайпер» Марины Лякишевой, статус экономического оператора мало чем отличается от нормы, которая уже содержится в Таможенном кодексе. Новый закон только усложняет имеющуюся упрощенную процедуру: компания, желающая пользоваться особым статусом, обязана предоставить гарантию в сумме 1 млн евро. «Это финансовый барьер, непреодолимый для малого и среднего бизнеса», — говорит она.

Контрафактная коррупция
Кроме того, закон может ужесточить защиту интеллектуальной собственности. Если документ будет принят в текущем виде, таможенники наконец получат желанное право ex-officio и сами смогут решать, что считать легальным товаром, а что — контрафактом. Сейчас правообладатели, которые хотят, чтобы их права защищались, включают свой товарный знак в реестр и перечисляют конкретные условия, которым должен отвечать легальный товар. В случае введения принципа ex-officio желание правообладателя уже не будет волновать таможенников, они смогут задержать практически любой товар на таможне, ориентируясь лишь на собственное мнение. Подозреваемый в контрабанде товар может стоять на таможне до семи дней. Получить компенсацию за дни простоя импортеры вряд ли смогут: в суде необходимо доказать злой умысел таможенника.
«На данный момент не существует регламентированных и обобщенных критериев определения признаков контрафактности товаров, то есть сотрудник таможни будет полагаться на свое субъективное мнение», — говорит адвокат коллегии «Таможенный адвокат» и руководитель рабочей группы по вопросам интеллектуальной собственности экспертного совета по таможенному регулированию комитета Госдумы Оксана Курочкина: «Введение данной нормы вызывает опасения у участников рынка в части реализации новых полномочий. Часто говорится о том, что новые правила могут привести к масштабным неоправданным задержкам грузов, включая в том числе и оригинальную продукцию, при отсутствии ответственности со стороны должностных лиц таможенных органов».
«У нас беда в тотальном недоверии всех и вся», — считает Марина Лякишева. По ее мнению, эта норма даст таможенникам возможность скрыть свои собственные проблемы. «Таможенники фактически признают, что они не успевают выпускать товар, фиксировать факт подачи декларации, проводить выписку товара в срок, установленный законом. Им нужны инструменты, чтобы законно останавливать товар. И в этой ситуации ex-officio — прекрасная возможность при любой невозможности выписки товара сказать, что у них есть подозрения. Вместо ускорения и упрощения мы получим совершенно непрозрачный, не контролируемый ни бизнесом, ни общественностью механизм». Марина Лякишева также считает, что это дополнительная возможность для коррупции на таможне.
«На мой взгляд, это определенное движение в правильном направлении», — не соглашается Владимир Энтин, адвокат МКА «Клишин и Партнеры». По его мнению, основная проблема сейчас в том, что таможенники не знают, чем они могут руководствоваться, если чувствуют, что товар может быть контрафактным. «Если закон позволит определить перечень вопросов, которые в обязательном порядке должны ставиться перед экспертами, ответственность эксперта за дачу заведомо ложных показаний, я полагаю, это очень и очень полезно», — считает он.

ФТС сроки не писаны
Законопроект также закрепляет норму о сокращении сроков выпуска товара, которая содержится в Таможенном кодексе ТС. По новым правилам, товар должен быть выпущен в течение двух дней со дня регистрации декларации (раньше речь шла о трех днях), а товар, не облагаемый вывозными пошлинами, в течение четырех часов.
Но эти нормы теряют свою силу при встрече с российской реальностью. «Можно написать любые правила, важно, как они будут действовать на деле, — считает Марина Лякишева. — Говорят, что сроки выпуска сократились до двух дней, до 4 часов. Но возникает вопрос: а от чего вы фиксируете это время?» По ее словам, сотрудники таможни часто просто отказываются регистрировать декларации, поэтому товар может стоять на таможне несколько дней, хотя официально все нормы будут соблюдаться.
Но есть и надежда, что закон будет учитывать интересы бизнеса. Практически одновременно с законом о таможенном регулировании в Госдуме будут рассматривать законопроект о присоединении России к международной конвенции об упрощении таможенных процедур. «Этот международный акт не только проводит баланс между интересами бизнеса и Таможенной службы, но и дает конкретные юридические нормы, которые должно иметь государство. Если закон не будет до конца сбалансирован и будет больше удовлетворять пожелания ФТС, то в течение трех лет такое положение вещей должно измениться», — говорит Галина Баландина. – сообщает РБК daily.
В августе т.г. в Сочи президент провел совещание по инвестиционному климату в России. В повестке основным пунктом являлся вопрос таможенного регулирования как фактора, влияющего на иностранные инвестиции в Россию.
Замдиректора сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности МЭР Андрей Точин пояснил, «сейчас под Таможенный кодекс, по сути, разрабатывается новое законодательство, которое должно существенно улучшить действующие нормы». По его словам, существуют две точки зрения на эту процедуру.
«Можно продублировать нормы старого законодательства с поправками на те изменения, которые появились в Таможенном союзе. Либо постараться использовать эту возможность для корректировки устаревших, тормозящих развитие норм. Наша позиция в том, что необходимо принимать новое законодательство. Речь, в частности, о принятом Госдумой законопроекте «О таможенном регулировании», — отметил Точин.

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

 
Другие новости по теме:

  • Госдума приняла закон "О таможенном регулировании"
  • Заграница без очереди
  • Закон о Таможенном регулировании ожидает второе чтение
  • Таможенный кодекс готов к перезагрузке
  • Президент обсудит таможенное регулирование

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2016   All Rights Reserved.