Регистрация | Войти

RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

Стоимость доллара США, евро и китайского юаня по отношению к российскому рублю  

» Финансы на службе государства
12 октября 2017 | Новости таможни

Финансы на службе государства Первого октября в таможенной системе – уже десятый юбилейный День финансово-бухгалтерских служб таможенных органов, установленный в 2007 году руководителем ФТС России, и 25 лет образования их единой системы. Не секрет, что от работы финансистов зависит не только судьба вверенных им средств, но и всей отрасли в целом. Об особенностях организации работы финансовых подразделений ФТС России, решаемых задачах рассказывает начальник Главного финансово-экономического управления генерал-лейтенант таможенной службы Юрий ВАХНЯК.

С чего начинались «финансы»[/b]

– Как правило, в юбилейные даты подводят итоги и формируют планы на будущее, а еще обязательно вспоминают историю события. Юрий Орестович, расскажите, с чего начиналось Главное финансово-экономическое управление?

– В начале 90-х годов прошлого века в структуре Государственного таможенного комитета СССР создается Экономическое управление, основной задачей которого являлось своевременное и полное жизнеобеспечение таможенных органов для выполнения поставленных перед ними задач по осуществлению таможенной политики.

Структура управления включала в себя пять отделов и 30 человек штатной численности. Начальником управления был назначен опытный руководитель – Валерий Федорович Кругликов, впоследствии занявший пост первого заместителя Председателя ГТК России.

В конце 1991 года в структуре созданного ГТК РФ было образовано Финансовое управление. Времена были непростые, с финансированием – очень сложно, материально-техническая база неразвита... Постановление Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 года № 65 позволило использовать ГТК России часть внеплановых таможенных доходов.

Тогда был создан фонд развития таможенной системы, обеспечивающий дополнительное финансирование капитального строительства в таможенных органах. Начала формироваться таможенная инфраструктура, стали создаваться объекты социально-культурного и медицинского обеспечения.

Все это явилось основой материально-технической базы таможенных органов.

Менялись времена, менялось и финансовое обеспечение, но на всех этапах для осуществления стратегических и тактических маневров развития таможенной системы перед Главным финансово-экономическим управлением ставилась задача обеспечения финансовыми ресурсами всех направлений деятельности таможенных органов, надежной, грамотной и выверенной системы управления финансами.

Кстати, за двадцать пять лет бюджет таможенной системы вырос более чем в 30 раз и сегодня составляет без малого 70 миллиардов рублей.

– За эти годы финансовую службу возглавляли разные люди. И каждый внес лепту в ее укрепление.

– Валерий Кругликов, Анатолий Листопад, Петр Городецкий, Николай Ковалев, Сергей Маленко, Алексей Авдонин – это те руководители, которые в разное время, возглавляя управление, создавали основу квалифицированной команды, профессионалов высокого уровня, людей с государственным мышлением, заряженных на выполнение финансовых задач любой сложности.

Задачи и функции финансово-бухгалтерских служб таможенной системы за последние 25 лет стали качественно иными, и высокие требования к кадровому составу Главного управления, которые были заложены в самом начале, сегодня стали еще выше.

От элементарного учета активов до финансовой отчетности, базирующейся на международных стандартах, позволяющей принимать финансовые решения, обеспечивающие функционирование всех подразделений таможенных органов.

В настоящее время Главное финансово-экономическое управление объединяет несколько служб: финансовую, бухгалтерскую и пенсионную.

Это бюджетное планирование и финансирование таможенных органов и учреждений, подведомственных ФТС России, ведение бюджетного учета и отчетности, нормативное регулирование финансово-экономической деятельности, проведение финансовой экспертизы нормативно-правовых актов, пенсионное обеспечение должностных лиц, проходивших службу в таможенных органах, координация приносящей доход деятельности организаций, находящихся в ведении ФТС России.

– Завершено рассмотрение и формирование Минфином России федерального бюджета на 2018 год. Какие основные задачи стоят перед финансистами в настоящее время, какие объемы предусмотрены федеральным бюджетом в 2017 году на содержание таможенных органов и каковы перспективы в 2018 году с их финансированием?

– Мировой финансовый кризис не мог не затронуть экономику России в целом и каждое ведомство в отдельности. Федеральный бюджет на 2018-2020 годы сформирован в условиях одновременного действия сразу нескольких негативных факторов. В связи с этим основной задачей сегодня остается формирование сбалансированных бюджетов бюджетной системы России и обеспечение их оптимальной структуры.

Первостепенные вопросы, которые стоят сегодня перед финансистами таможенных органов, это оптимизация расходов. В текущем году бюджетные ассигнования, выделенные на содержание и развитие таможенной системы в соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 года № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов», составили 66,7 миллиарда рублей.

Перспективы с финансированием на 2018 год планируем не меньше, чем в текущем году. Выделенные объемы финансирования при проведении соответствующих мероприятий по оптимизации расходов обязаны обеспечить полноценное функционирование таможенной системы и ее развитие.

Вслух о проблемах

– Существуют ли какие-либо проблемы с исполнением бюджета 2017 года?

– Исполнение бюджета 2017 года идет традиционно ровно. Особое внимание мы уделяем равномерности расходования бюджетных средств, что напрямую связано с тщательным контролем расходов. Регулярно на совещаниях у руководителя службы мы докладываем о состоянии дел с расходованием средств. Принимаются оперативные решения, позволяющие обеспечить равномерность расходования бюджетных средств.

Но есть и проблемы. Минфином России с Федеральным казначейством во втором квартале введен новый порядок санкционирования расходов на закупку товаров, работ и услуг в сфере ИКТ. Территориальные органы Федерального казначейства сейчас вправе отказать получателю бюджетных средств в перечислении средств в связи с отсутствием указанного мероприятия в согласованном Минкомсвязью плане информатизации, и этим правом они начали активно пользоваться и блокировать операции по перечислению средств контрагентам.

Получатели бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом заключили в пределах доведенных им лимитов бюджетных обязательств государственные контракты на закупку товаров, услуг в сфере ИКТ. Исполнителями обязательства по государственному контракту или договору выполнены, а мы не можем выполнить свои обязательства по оплате, так как Минкомсвязью не все мероприятия плана информатизации согласованы.

Много вопросов. И мы в своем обращении уже задали их Минфину России. Я глубоко убежден, что если мероприятие не согласовано, блокировать нужно не расходы, а размещение заказа, по крайней мере, заключение контракта. В такой ситуации находится не только ФТС России, но и другие ведомства, у которых нет полностью согласованных планов информатизации.

Бюджетные обязательства путем заключения государственных контрактов от имени Российской Федерации приняты, а произвести оплату исполненных контрагентом обязательств за счет средств федерального бюджета не представляется возможным.

Сроки нарушаются, исполнитель имеет право обратиться в суд со штрафными санкциями. А это дополнительные расходы бюджета.

– Вы затронули тему оптимизации расходов. Расскажите подробнее, как эта работа проводится в ФТС России?

– В соответствии с поручением Правительства РФ утвержден план ФТС России по оптимизации расходов федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Также есть соответствующий приказ по ФТС России, которым определено шесть направлений оптимизации бюджетных расходов.

Я уже говорил, что в первую очередь это улучшение их структуры, сохранение объемов бюджетных ассигнований на реализацию приоритетных направлений, устранение неэффективных затрат, поиск резервов – вот основные вопросы, которые стоят перед финансистами таможенных органов.

Оптимизируем расходы на услуги связи. Детально и скрупулезно рассматриваем инвестиционные расходы и достраиваем именно те объекты, которые находятся в высокой степени готовности и требуют не очень больших вложений. Принимаем меры по оптимизации расходов на закупку материально-технических средств и расходных материалов. То есть мы очень внимательно следим за тем, чтобы не приобреталось ничего лишнего, покупка не имела избыточных свойств, проводим оптимизацию расходов на коммунальные услуги. Нашему управлению это позволяет применять новый инструмент, введенный в рамках внутреннего финансового контроля – смежный контроль.

Высокий уровень развития информационных технологий позволяет экономить на командировочных расходах. Не всегда ведь необходимо личное присутствие должностных лиц в каком-нибудь территориальном органе. Многие вопросы можно решить в режиме видеоконференции.

Проверки таможенных органов, когда это возможно, стараемся осуществлять в формате камеральных.

Смежный контроль – это действительно эффективный инструмент. И с его помощью как раз можно оптимизировать бюджетные расходы на те же закупки, и он у нас уже в действии.

– Объективная и достоверная экономическая информация бухгалтерского отчета – залог успешной работы любой организации. Какие изменения произошли в работе бухгалтерских подразделений Главного финансово-экономического управления ФТС России?

– Без сомнения, бюджетная отчетность – это полное и, что немаловажно, подробное представление о финансовой деятельности всей таможенной службы в целом.

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется реформирование бухгалтерского учета и отчетности. Основой реформирования являются международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора.

Минфином России разработан ряд федеральных стандартов бухгалтерского учета, первые из которых «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», «Аренда», «Основные средства», «Обесценение активов», «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», которые вступят в силу уже в 2018 году.

Федеральные стандарты призваны установить единые принципы ведения бухгалтерского учета, формирования информации об объектах учета, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями государственного сектора. Баланс, пассив, актив, дебет, кредит – скука, скажите вы. А для наших бухгалтеров это, как стихи.

Помимо стандартизации Минфином России установлен курс на информатизацию и автоматизацию системы сбора бюджетной отчетности.

Информатизация процесса для нас на одном из первых мест. Продолжаем использовать и развивать комплексную автоматизированную информационную систему обеспечения финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов. ФТС России приняла активное участие в проведении опытной эксплуатации Компонента подсистемы учета и отчетности системы «Электронный бюджет» в составе пилотной группы главных распорядителей средств федерального бюджета при формировании бюджетной отчетности за девять месяцев 2016 года, а с 2017 года успешно представляет бюджетную отчетность в этой системе.

Безусловно, важным фактором в обеспечении качества и достоверности показателей отчетности является, прежде всего, профессионализм бухгалтеров, их квалификация, их знания финансового учета, налогообложения, юридических вопросов, навыков работы в современных вычислительных программах. И мои бухгалтеры не подводят.

Пенсионерам – внимание особое

[b]– Как известно, изменения в экономике в первую очередь отражаются на наиболее незащищенной категории граждан. Расскажите, как на сегодняшний день обстоят финансовые дела у пенсионеров таможенных органов?

– По моему мнению, выполнение публичных обязательств, модернизации и улучшение сбалансированности пенсионной системы и системы социальных льгот – это первостепенные вопросы социальной стабильности. И, несмотря на непростую ситуацию в экономике, государство продолжает оказывать существенную поддержку пенсионерам таможенных органов.

В настоящее время численность пенсионеров у нас составляет более 28 тысяч человек. За прошедший год ряды пенсионеров пополнили около тысячи уволенных сотрудников таможенных органов.

На выплату пенсий в 2017 году ФТС России было выделено 7,3 миллиарда рублей, это на 10,5 процента больше, чем в 2016 году. Ежемесячно на пенсионное обеспечение расходуется около 600 миллионов рублей. При этом средний размер пенсии за выслугу лет составляет 21,5 тысячи рублей, по инвалидности – 22,1 тысячи рублей, а по случаю потери кормильца – 13,8 тысячи рублей. Для сравнения средний размер пенсии по старости в Российской Федерации в 2017 году составляет 13,7 тысячи рублей.

Хочу отметить, что наши пенсионеры в большинстве своем люди работоспособного возраста. Судите сами, в соответствии с законодательством РФ право на пенсию в таможенных органах имеют сотрудники, отслужившие 20 и более лет. Если вы пришли на службу в 25 лет, то отслужив 20 лет, в 45 имеете право на пенсию. И в этом тоже забота государства о своих пенсионерах.

– В июле месяце прошла итоговая конференция «Совершенствование и повышение эффективности системы финансового контроля и внутреннего аудита». Какие задачи ставились перед ФТС России и какие итоги были подведены на конференции?

– Конференция, о которой вы говорите, – подведение итогов по результатам работ, выполненных в 2015 – 2017 годах в рамках проекта Министерства финансов РФ и Международного банка реконструкции и развития «Содействие совершенствованию системы государственных финансов Российской Федерации». В его пилотную зону входили ФТС России, ФНС России, МЧС России, Минкультуры России и Росимущество.

Совместно с участниками пилотной зоны, в том числе представителями ФТС России, была проведена диагностика текущей практики организации систем управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита. Проведены апробации Системы оценки, а также учебно-методические семинары. Была разработана Концепция системы управления рисками внутреннего контроля и внутреннего аудита, предполагаемая к внедрению в секторе государственного управления.

После завершения работ ФТС России отнесена к успешным примерам внедрения систем управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита.

В материалах итоговой конференции по большинству направлений диагностики ФТС России отнесена к объектам с самыми высокими показателями оценки и с наибольшим соответствием Концепции.

– Недавно был создан Союз специалистов содействия развитию системы государственных финансов, который объединяет финансистов главных распорядителей бюджетных средств. Вы входите в его правление. Какие перспективы деятельности этого Союза и какие вопросы планируется решать в его формате?

– Создание этого общественного объединения, по моему мнению, очень своевременно и перспективно. Минфин России как основной генератор идей развивает финансовую систему страны.

Но на местах, где зарплата у государственных гражданских служащих мизерная, хороших специалистов в системе общественных финансов удержать сложно. Минфин может готовить нужные законы, приказы, писать грамотные методические рекомендации, но есть риск, что в субъектах России возникнут вопросы по их исполнению. Такая площадка может помочь защитить законодателя и методолога от риска остаться непонятым, а финансовым специалистам дать возможность обозначить проблемы и задать свои вопросы.

В формате этого Союза я планирую выступать с предложениями по возможности максимально упрощать процедуры и стандарты.

– Для повышения эффективности расходов федерального бюджета и качества управления государственными финансами Минфин России проводит мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета. Что и как оценивает Минфин России при проведении этой работы?

– «Менеджмент» в переводе с английского означает управление. Вот управление финансами в целом и оценивает.

При проведении мониторинга Минфин России учитывает показатели, характеризующие качество управления государственными финансами на всех этапах бюджетного процесса, начиная от планирования и исполнения федерального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, внутреннего контроля за расходованием бюджетных средств, исполнения судебных решений, подготовку кадрового состава финансовобухгалтерских подразделений и заканчивая управлением активами.

В течение нескольких лет ФТС России занимает лидирующие позиции в рейтинге главных администраторов средств федерального бюджета, составляемого Минфином России. Традиции сохраняем и бережем. По итогам мониторинга качества финансового менеджмента в России за первое полугодие 2017 года Федеральная таможенная служба заняла первое место среди почти 100 министерств и ведомств.

– Юрий Орестович, какими Вы видите финансистов через 25 лет?

– Финансисты существовали и будут в том или ином виде существовать всегда.

Но пути перемен неисповедимы. То, что изменения коснутся и нашей профессии, это не подлежит сомнению.

Определенно могу только сказать, что острый аналитический ум, умение принимать решения в экстремальных условиях, знание всех нюансов и необходимость понимания до мелочей специфики работы ведомства в целом останутся основными качествами финансиста.

– Я знаю, что Вы большое значение придаете и уделяете много своего времени вопросам обучения студентов в Российской таможенной академии, принимаете участие в работе экзаменационных комиссий. На Ваш взгляд, кто придет завтра в таможню, их достоинства и недостатки?

– Обновление и обучение общества или какой-либо структуры – это часть, напрямую связанная с их совершенствованием, прогрессом, если хотите, а накопление и передача знаний при этом вполне закономерный и очевидный процесс. Без этого решить вопросы развития невозможно. Не скрою, когда принимаю экзамены у студентов, присматриваюсь, кто бы из них с легкостью в будущем смог влиться в наш коллектив. Убеждаюсь, что молодежь, обучающаяся в Академии и приходящая к нам на смену, в большинстве своем – думающие, интеллектуальные, эрудированные и инициативные люди, способные рассуждать и принимать решения.

– Что бы Вы пожелали своим коллегам, в том числе и начинающим финансовую карьеру?

– Пожелал бы не бояться ставить перед собой и решать глобальные задачи, обязательно идти своим оригинальным путем, сопоставляя прошлый опыт с нынешним положением вещей. А еще – не ощущать пределов возможного. Никогда не останавливаться, делать то, что должен, и делать это лучше других, быть нужным и людям, и Службе, и государству. Может быть, я пожелал много, но от всей души!

 

Источник: Журнал Таможня № 21 2017 г.

 

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
Другие новости по теме:

  • ЦИТТУ: от вычислительного центра до управления
  • ФТС России участвует в реформе контрольно-надзорной деятельности
  • О результатах проведения таможенного контроля после выпуска товаров в отношении лиц, включенных в реестры
  • Дальневосточные таможенники отчитались за 2011 г
  • Таможня озаботилась экономикой

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Валютные информеры |  Телеграм канал "Все о ВЭД, все для ВЭД" |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2024   All Rights Reserved.