Регистрация | Войти

RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

Стоимость доллара США, евро и китайского юаня по отношению к российскому рублю  

» Сплоченная команда и новые технологии - основа эффективной таможни
26 сентября 2017 | Новости таможни

Сплоченная команда и новые технологии - основа эффективной таможни Домодедовская таможня обслуживает один из крупнейших авиаузлов России и Европы. Это большой дружный коллектив, способный решать самые сложные технологические и административные задачи. Об особенностях работы Домодедовской таможни, успехах и перспективах развития рассказывает ее начальник Александр БЕРЗАН.

Сопричастность к новому

– Александр Александрович, в 2016 году Домодедовская таможня в третий раз подряд была признана лучшей пограничной таможней страны. Как коллективу удается из года в год добиваться таких высоких результатов?

– Основной секрет успеха заключается, во-первых, в сплоченном коллективе, который четко понимает стоящие перед ним задачи. Замечу, что наш коллектив формировался на протяжении 20 лет. Сотрудники, служащие с момента основания таможни, составляют ее костяк и выполняют наставническую роль по отношению к молодежи. И именно благодаря слаженной работе нашего коллектива неукоснительно выполняются на сто процентов все контрольные показатели деятельности таможни.

Во-вторых, сегодня эффективность деятельности в любой сфере, в том числе таможенной, невозможна без внедрения новых технологий. Домодедовская таможня участвует практически во всех пилотных проектах и экспериментах, проводимых ФТС России, причем некоторые из них были предложены по инициативе наших сотрудников. Так было, например, с пассажирской таможенной декларацией в электронном виде и сервисом для оплаты таможенных платежей.

Прототип этой технологии был продемонстрирован перед Олимпиадой 2014 года на Международной выставке «Таможенная служба 2013» на нашем стенде. А сейчас это уже обычное технологическое решение. Оно доступно таможенным органам по всей стране.

Терминал, позволяющий заполнить электронную таможенную декларацию, подать ее в таможенный орган и оплатить необходимые платежи, размещен в международном секторе прилета. К слову, количество случаев добровольной оплаты пассажирами таможенных платежей увеличилось, так как правила стали простыми и понятными.

Участие в эксперименте с момента зарождения идеи до ее внедрения позволяет людям почувствовать свою сопричастность и дает дополнительный стимул работать с еще большей отдачей.

– Домодедовская таможня всегда была в числе пионеров на данном направлении. В каких проектах вы участвуете сейчас?

– В настоящее время мы активно работаем над внедрением электронного документооборота на авиатранспорте. Его цель – полноценное взаимодействие полностью в электронном виде между таможенными органами, перевозчиками, складами и декларантами. Технология еще требует некоторой доработки, но уже показала свою высокую эффективность.

Второй проект – карнеты АТА – международные документы, которые используются в качестве таможенных деклараций о временном ввозе товаров, например, для выставок и тому подобных мероприятий. Пока они существуют в бумажном виде. На уровне Всемирной таможенной организации ведется работа по их переводу в электронный вид.

В числе наиболее активных участников международной рабочей группы по этому вопросу – группа от Российской Федерации. В группу также входят представители Домодедовской таможни. И уже можно сказать, что на основе аргументированной позиции российской группы выстраивается будущая глобальная система. Программный комплекс по этому проекту уже запущен и работает у нас в тестовом режиме.

– С 1 апреля 2017 года введено обязательное представление сведений о товарах, прибывающих авиационным типом транспорта, – предварительное информирование. Расскажите, пожалуйста, как Домодедовская таможня подошла к организации и внедрению этой технологии, какую роль сыграла в подготовке информационного обеспечения?

– Любое новое начинание нужно вводить в практическую деятельность поэтапно. Поэтому нами проводилась планомерная подготовка к тому, чтобы предварительное информирование стало обязательным. Большое внимание уделялось поиску преимуществ, которые получат участники процесса от предстоящего нововведения.

В авиации фактор времени имеет особую значимость. И действия всех служб после размещения воздушного судна на стоянке расписаны буквально по минутам. В этом регламенте не должно быть сбоев. Было решено, что сведения, предоставляемые авиаперевозчиком, должны быть в электронном виде, с электронной подписью и в чуть большем объеме, чем требовалось первоначально. Это было очень важно еще и потому, что бумажные авианакладные на товар периодически терялись при перегрузке в других аэропортах мира.

Совместно с ФТС России был разработан проект с учетом мнения и интересов как для должностных лиц таможенных органов, так и для участников ВЭД. Проект был реализован на базе Домодедовской таможни в конце 2016 года. Программные средства были доработаны. Тестирование проходило около полугода в тесном взаимодействии с разработчиками и со всеми участниками процесса.

К 1 апреля 2017 года процесс стал понятным и удобным для всех участников. Мы поделились опытом со всеми таможнями. В результате по статистике за первый месяц со дня введения предварительного информирования более 80 процентов сведений подано в электронном виде. К июню этот показатель приблизился к ста процентам. Ни на одном другом виде транспорта таких показателей не было. Сейчас в аэропортах Московского региона этот показатель равен ста процентам.

Должностные лица таможенных органов оценивают этот процесс позитивно. Программное средство позволяет им обработать грузовой рейс за пять – десять минут. Напомню, что еще недавно на эти операции тратилось от одного до полутора часов.

Произошедшие изменения положительно расцениваются и участниками ВЭД, поскольку, во-первых, их мнение было учтено и опасения развеяны, во-вторых, они получили очевидное дополнительное преимущество, а в-третьих, они четко понимают, какие требования должны выполнить. Все это позволяет им хорошо планировать свою деятельность.

Таможня – это судьба[/b]

– Сегодня таможня уделяет много внимания созданию своего благоприятного имиджа, поддержанию высокой репутации в глазах граждан, участников ВЭД и СМИ. Каким образом Домодедовская таможня популяризует свои достижения и инициативы?

– Мы активно ведем разъяснительную работу с участниками ВЭД, чтобы довести до них все преимущества, которые они получают от тех или иных новшеств. Мы стремимся ответить на все вопросы авиаперевозчиков и делаем это постоянно.

Работая с пассажирами, мы стремимся рассказать о всех правилах простым и понятным языком. На сайте таможни размещены ответы на часто встречающиеся вопросы, которые касаются таможенных правил, – так называемые Q&A. Таким образом, мы пытаемся бороться с правовым нигилизмом и пробудить у пассажиров сознательность и интерес, чтобы они не становились случайными нарушителями.

Совместно с аэропортом в зоне получения багажа мы разместили интерактивные табло, где пассажир, ожидая багаж, может прочесть о том, какие товары подлежат декларированию. Теперь мы намерены пойти еще дальше и установить в новом терминале сенсорные панели (тачскрины). С их помощью пассажиры будут иметь доступ к информационному ресурсу.

Наша цель – сделать правила максимально понятными для людей и предупредить нарушения. И для этого мы стараемся задействовать все существующие сегодня средства массовой информации. В частности, совместно с центральными телеканалами готовим сюжеты, в которых подробно рассматриваются различные случаи, например такие, как покупка на отдыхе за рубежом экзотических животных, перевозка валюты в объемах, подлежащих декларированию, и тому подобные.

И, наконец, ведется работа с теми, кто является нашим будущим: со школьниками и студентами, причем не только Российской таможенной академии, но и других учебных заведений.

Для подрастающего поколения и студенчества организуются регулярные экскурсии.

– Домодедовская таможня для студентов РТА является еще и местом прохождения практики. Как это происходит?

– Будущие молодые специалисты приходят и распределяются по отделам таможни только на последних курсах. А ведь раньше студенты РТА проходили практику в таможенных органах, начиная с первого года обучения в академии. Так было и с нами – выпускниками РТА начала этого века. За годы учебы нам пришлось поработать на разных участках таможни. И пусть продолжительность практики порой не превышала одной недели, но этот опыт был очень ценным.

Мы инициативно обратились к руководству РТА с предложением вернуться к практике прошлых лет – к регулярной и максимально приближенной практике в реальных условиях службы. Студенты должны приобретать опыт, в том числе и в Домодедовской таможне, в течение всего периода обучения. Я рад, что наше предложение было поддержано в РТА.

Это очень важно, ведь мы заинтересованы в том, чтобы вакансии в Домодедовской таможне занимали не просто толковые специалисты, но и чтобы их выбор был осознанным и они приходили сюда, что называется, всерьез и надолго, а не уходили в течение полугода, поняв, что ошиблись с местом работы.

– Вы не случайно подробно остановились на важности прохождения практики в реальных условиях будущими таможенниками – сегодняшними студентами. Об учебе в РТА, разнице между практикой и теорией вам хорошо известно. Понятно, что для молодых людей выбор профессии часто определяет всю дальнейшую судьбу... Можно личный вопрос: почему вы выбрали профессию таможенника?

– Мои представления о будущем месте в жизни были связаны с военной службой. Мой отец – кадровый военный. Но планы пришлось пересмотреть. В девяностых прошлого века, когда мне нужно было выбирать дальнейший путь, в вооруженных силах шло масштабное сокращение личного состава.

Выбор, о котором я нисколько не жалею, пал на таможенную службу. Здесь не менее, чем в армии, важны дисциплина, ответственность и понятие чести офицера.

Закончив экономический факультет Российской таможенной академии, в 2003 году я пришел работать в Домодедовскую таможню, уже знакомую мне по учебной практике. Этому факту я был рад еще и потому, что хорошо помнил внимательное и доброжелательное отношение коллектива к нам – студентам-практикантам.

Начинал я инспектором организационно-аналитического отдела. Затем был сначала главным таможенным инспектором, а потом заместителем начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля. После работы в центральном аппарате в Главном управлении организации таможенного оформления и таможенного контроля заместителем начальника отдела с 2009 по 2011 годы я вернулся в Домодедовскую таможню начальником отдела таможенных процедур и таможенного контроля. Затем был назначен первым заместителем начальника таможни. А с февраля 2017 года я возглавляю коллектив Домодедовской таможни.

Готовность «номер один»

[b]– В прессе регулярно встречаются сообщения о задержаниях сотрудниками Домодедовской таможни наркотических средств и незадекларированных предметов роскоши. А как обстоит дело с защитой интеллектуальной собственности?

– Это направление активно развивается. Все больше участников рынка защищают свои права на интеллектуальную собственность. И мы обязаны обеспечить контроль за соблюдением этих прав непосредственно на границе.

Объем перемещения таких товаров постоянно увеличивается, причем растет как легальный оборот, так и нелегальный. Весной этого года сотрудниками Домодедовской таможни была задержана большая партия товаров народного потребления, в числе которых были обнаружены товары известной торговой марки Chanel, обладающие признаками контрафактности.

В преддверии Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 соблазн нарушений у недобросовестных участников рынка особенно велик. В январе 2017 года нами была выявлена контрафактная сувенирная продукция в количестве более десяти тысяч штук, которая была маркирована символикой Чемпионата мира по футболу FIFA 2018.

Должен отметить, что работа по пресечению нарушений в области защиты прав интеллектуальной собственности ведется в таможне постоянно и с учетом рекомендаций правообладателей, в том числе Оргкомитета Чемпионата мира по футболу 2018 года.

– Вот мы и затронули футбольную тему! Этим летом в России прошел Кубок Конфедераций по футболу 2017. Он стал генеральной репетицией для организаторов перед Чемпионатом мира по футболу 2018. Какое участие в его подготовке приняла Домодедовская таможня и как вы оцениваете свою готовность к предстоящему международному турниру?

– Основной задачей, которую мы перед собой ставили, было четкое выполнение требований, предъявляемых со стороны оргкомитета мероприятия к таможенной службе. То есть процедуры должны были быть понятными, прозрачными и занимать минимум времени.

Нам удалось создать все условия для того, чтобы можно было проводить таможенное оформление достаточно быстро. Через аэропорт Домодедово на турнир в полном составе прибыла сборная команда Австралии – победитель Кубка Азии-2015.

Груз австралийской делегации, необходимый для обеспечения игр сборной и составивший 1330 килограммов, был помещен под специальную таможенную процедуру. При наличии предварительной информации процесс оформления товарных партий занял всего десять минут.

Кроме того, для всех пассажиров был подготовлен интерактивный информационный материал о соблюдении таможенных правил, а также памятки и пособия на нескольких языках для участников состязаний и болельщиков.

Если говорить о готовности к Чемпионату мира 2018, то с учетом нашей большой практики на Универсиаде 2013, Олимпиаде 2014 и других крупнейших спортивных мероприятиях, которые проводились на территории Российской Федерации, можно оценить ее как готовность «номер один».

– Расскажите о ближайших перспективах развития Домодедовской таможни, стоящих перед вами новых целях, первоочередных задачах и путях их решения.

– Наши целевые ориентиры и задачи определены Концепцией развития ФТС России до 2020 года, и выполняться они должны в полном объеме.

Нам предстоит обеспечить проведение целого ряда турниров, фестивалей и других значимых спортивных и культурных мероприятий. Будем создавать все необходимые условия для быстрого прохождения таможенного контроля участниками этих событий.

Что касается дальнейших перспектив, то наш коллектив продолжит искать новые идеи и новые решения в области внедрения перспективных таможенных технологий и будет по-прежнему с радостью делиться опытом с коллегами из других таможенных органов.

Кроме того, являясь лучшим коллективом пограничной таможни последних трех лет, мы и дальше намерены держаться на этом высоком уровне, не снижая требований к себе.

 

Источник: Журнал Таможня № 19 2017 г.

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
Другие новости по теме:

  • Посылки на границе с Китаем будут проверять один раз
  • Курс на совершенствование
  • Таможня должна быть простой, удобной и эффективной
  • Вступает в силу решения Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 года № 151 «О ввозе (вывозе) товаров в целях организации и проведения Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года»
  • На службе Родине, против иностранных технических разведок и «электронного шпионажа»

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Валютные информеры |  Телеграм канал "Все о ВЭД, все для ВЭД" |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2024   All Rights Reserved.