Регистрация | Войти

ENG  |  RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

 


» Не всякое бревно - брус
8 сентября 2017 | Новости таможни

Не всякое бревно - брус По объемам экспорта леса и лесоматериалов Сибирский федеральный округ традиционно занимает ведущее место в России. Этот товар поставляется из региона деятельности СТУ в 60 стран мира. В прошлом году экспорт составил более 22 миллионов кубометров. Однако у этой «медали» есть и обратная стороны. Лесоэкспорт является одной из криминализированных сфер внешнеторговых отношений. О том, как ведется борьба с этой проблемой, рассказывает первый заместитель начальника СТУ Андрей ШИШКИН.

– Андрей Михайлович, как в целом вы бы охарактеризовали ситуацию с экспортом сибирского леса?

– В Сибирском федеральном округе работают более 1000 участников внешнеэкономической деятельности, которые торгуют лесом. Из региона вывозится почти половина общероссийского объема экспорта леса и лесоматериалов. В прошлом году стоимость экспортируемой древесины составила два миллиарда 207 миллионов долларов, в физическом объеме это пять миллионов 941 тысяча кубических метров необработанных и 16 миллионов 284 тысячи кубических метров обработанных лесоматериалов.

Причем за последние годы в регионе произошли заметные изменения в структуре экспорта древесины. Они связаны с увеличением доли обработанных лесоматериалов в общем объеме экспортируемых. Если в 2010 году доля обработанных лесоматериалов, классифицируемых в товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС, составляла чуть более половины от общего объема экспорта леса и лесоматериалов, то в 2016 году эта же доля составила уже 76,5 процента. В этом году цифры сопоставимы с показателями прошлого года.

В качестве основной причины таких изменений можно назвать таможенно-тарифную политику, которая проводится государством. Имеется в виду отсутствие требований по уплате вывозной таможенной пошлины и отсутствие необходимости получения лицензии на вывоз обработанных лесоматериалов.

Цели такого подхода понятны. Это стимулирование переработки внутри страны, повышение инвестиционной привлекательности деревообрабатывающей отрасли, создание производств, рабочих мест, увеличение добавленной стоимости экспортируемых лесоматериалов. Таможенная статистика свидетельствует, что предпринимаемые государством меры этих целей достигают.

– Тем не менее, есть и другая статистика – число уголовных дел, связанных с экспортом леса…

– Действительно, на протяжении многих лет таможенные органы выявляют значительное число преступлений и правонарушений в сфере лесоэкспорта. В 2016 году лес и лесоматериалы стали предметом преступлений по 45 уголовным делам, а с начала нынешнего года таможни Сибирского региона возбудили уже около 50 уголовных дел. Все они связаны с незаконным вывозом древесины.

Именно высокий уровень криминализации лесной отрасли заставил нас предположить, что недобросовестными хозяйствующими субъектами нулевая таможенная пошлина на обработанные лесоматериалы будет использована не для увеличения степени переработки, а для ухода от уплаты таможенных платежей. Они просто начнут декларировать необработанные лесоматериалы как уже обработанные...

Напомню, что в этом случае коммерсанты получают значимую выгоду.

Ведь для лесоматериалов необработанных сегодня действует ставка экспортной таможенной пошлины в размере 80 процентов от стоимости, но не менее 55,2 евро за кубический метр, либо при наличии лицензии Минпромторга России – 15 процентов от стоимости.

– И что показывает анализ цифр и фактов?

– Была изучена практика выявления случаев перемещения грубо брусованных лесоматериалов в Алтайской, Иркутской, Читинской таможнях. Наработан положительный опыт возбуждения дел об административных правонарушениях по фактам перемещения грубо брусованных лесоматериалов товарной позиции 4403 ЕТН ВЭД ЕАЭС под видом обработанных лесоматериалов, классифицируемых в товарной позиции 4407 ЕТН ВЭД ЕАЭС.

Выявляемые в рамках этой работы лесоматериалы были грубо брусованными. Они изготавливались по случайным размерам и по степени обработки являлись не строганными, не обтесанными, нешлифованными, не были обработаны консервантом... Но при этом в декларациях заявлялись сведения с характеристиками лесоматериалов глубокой обработки и определенных размеров.

На основании идентификационных таможенных экспертиз такие лесоматериалы идентифицировались как грубо брусованные с необходимостью их декларирования в товарной позиции 4403 ЕТН ВЭД ЕАЭС. Наша позиция впоследствии была подтверждена актами судов первой и апелляционной инстанции.

– Как определяется разница между обработанным и необработанным лесом, не бывает ли субъективного взгляда на ситуацию?

– Понятие грубо брусованных лесоматериалов (лесоматериалов, подвергнутых первичной обработке) приведено в распоряжении ФТС России от 15 августа 2014 года № 233-Р «О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров». Под грубо брусованными лесоматериалами понимаются лесоматериалы, полученные из бревна, обработанного в продольном направлении с двух-четырех сторон, поверхности которого стесаны топором, стругом или грубо отпилены.

При этом по всей длине лесоматериала, за исключением стесанных или пропиленных участков, как правило, присутствуют кора или остатки коры, требующие дальнейшей обработки при необходимости получения двух-, трех-, четырехкантного бруса, пиломатериалов или другой пилопродукции, не имеющей установленных размеров.

Как видите, такое определение никак не предполагает, что описываемые материалы являются готовым продуктом и могут быть отнесены к лесоматериалам обработанным.

При этом на первоначальном этапе мы понимали, что со стороны таможенных органов будут вопросы, касающиеся методологии выявления указанной категории товаров и порядка проведения экспертных исследований.

– И все же разночтения могли возникнуть.

– Чтобы этого не происходило, были выработаны и доведены до таможен региона рекомендации по выявлению и фиксации грубо брусованных лесоматериалов, декларируемых под видом обработанных. Кроме того, совместно с экспертно-криминалистической службой – региональным филиалом Экспертно-криминалистического таможенного управления Новосибирска в 2016 году были разработаны методические рекомендации по формированию сотрудниками таможен материалов для проведения экспертных исследований.

До таможенных органов регулярно доводится судебная практика. Неоднократно проводились обучающие рабочие совещания, в том числе с привлечением экспертов. На совещаниях присутствовали руководители досмотровых подразделений всех таможенных постов управления, уполномоченных на совершение таможенных операций в отношении леса и лесоматериалов.

Постоянно ведется аналитическая работа, разрабатываются региональные, зональные и целевые профили риска, направленные на выявление фактов перемещения грубо брусованных лесоматериалов, инициируются выезды мобильных групп, которые оказывают методическую и практическую помощь сотрудникам таможенных постов. С помощью рекомендаций, проводимой методологической работы и комплексного подхода нам удается избегать волюнтаризма на местах. И это подтверждает практика, в том числе судебная.

– Каковы результаты проводимой работы?

– В течение 2016-2017 годов таможенными органами СТУ возбуждено два уголовных дела, более 350 дел об административных правонарушениях, предметом нарушения по которым выступали около четырех тысяч кубических метров лесоматериалов. Чтобы понять масштаб работы, скажу, что это примерно около 40 железнодорожных вагонов. Сумма штрафных санкций по указанным делам составила около 5,5 миллиона рублей. В процессе проведения процессуальных действий было конфисковано лесоматериалов на сумму около пяти миллионов рублей.

В случаях декларирования указанных лесоматериалов в качестве необработанной древесины сумма таможенных платежей составила бы около 14 миллионов рублей при отсутствии лицензии Минпромторга России или трех миллионов рублей – при наличии лицензии.

Практика возбуждения дел об административных правонарушениях по этой категории товаров есть уже во всех таможнях СТУ, где работают таможенные посты, обладающие компетенцией по совершению операций в отношении леса и лесоматериалов. И в дальнейшем эта проблема будет находиться в сфере нашего особого внимания. Мы будем пресекать все попытки обмана государства. Кстати, эта работа проводится в том числе в интересах законопослушных участников рынка. Создание равных условий ведения бизнеса – одно из условий развития здоровой конкуренции.

 

Источник: журнал Таможня № 17 [424] 2017 г.

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

 
Другие новости по теме:

  • Экспорт леса из Сибири в 2013 году вырос на 9,3%
  • Экспорт пиломатериалов увеличился на 16%
  • Объем экспорта необработанного леса в Сибири снизился на 12,9%
  • Экспорт леса из Сибирского региона уменьшился
  • Итоги экспорта леса и лесоматериалов в регионе ответственности Иркутской таможни за 9 месяцев 2012 года

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2017   All Rights Reserved.