Регистрация | Войти

ENG  |  RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

 


» ФТС России участвует в реформе контрольно-надзорной деятельности
8 сентября 2017 | Новости таможни

ФТС России участвует в реформе контрольно-надзорной деятельности Об участии ФТС России в приоритетной программе «Реформа контрольной и надзорной деятельности» рассказывает первый заместитель начальника Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров Галина Леонтьева.

– Галина Анатольевна, включение в приоритетную программу не застало ФТС России врасплох?

– Федеральная таможенная служба в конце 2016 года решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам включена в перечень государственных органов - участников реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» – одного из основных направлений стратегического развития Российской Федерации.

Хочу отметить, что с 2004 года таможенный контроль проводится с использованием системы управления рисками, соответствующей международным стандартам Всемирной торговой организации. Более чем десятилетний опыт развития, автоматизация процессов и использование программных средств на всех этапах совершения таможенных операций с товарами создали платформу для нашей дальнейшей работы по реализации основной задачи таможенной службы – обеспечение простоты и удобства для бизнеса, эффективности и безопасности для государства.

Участие в приоритетной программе в 2017 году стало одним из важных направлений работы. Координация реализации мероприятий, предусмотренных Программой, была поручена Главному управлению таможенного контроля после выпуска товаров.

Пришлось в короткие сроки провести объемную и эффективную работу.

ФТС России справилась с поставленными задачами успешно, что было отмечено принимавшим участие в публичных мероприятиях ФТС России министром Российской Федерации по вопросам Открытого правительства Михаилом Абызовым.

– Наверняка не обошлось без сложностей?

– ФТС России столкнулась с новым для таможенных органов направлением работы – участием в проектной деятельности по реализации Программы в рамках реформы, проводимой Правительством Российской Федерации в отношении государственных органов, на долю которых приходится основная масса мероприятий по контролю. Это повлекло перестройку организации внутриведомственного взаимодействия с использованием методов проектного управления посредством обмена информацией с помощью электронной почты для оперативного реагирования на запросы Правительства РФ, Аналитического центра при Правительстве РФ и министерств, являющихся ответственными исполнителями за реализацию приоритетных проектов, входящих в состав Программы. Вместе с тем понимание всеми участниками первоочередных задач и синхронизация решения вопросов позволили эффективно достичь требуемых результатов как на первых этапах, так и в последующем.

– В каких проектах принимает участие ФТС России в рамках реализации Программы?

– ФТС России участвует в семи проектах Программы из восьми. Среди них программы по совершенствованию риск-ориентированного подхода, совершенствованию системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, систематизации и сокращению количества и актуализации обязательных требований, внедрению системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований и другие.

В проекте «Повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях» ФТС России не участвует в связи с тем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 27 ноября 2010 г.

№ 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, осуществляющую свою деятельность в рамках наднационального законодательства, на уровне единого федерального стандарта.

ФТС России разработан паспорт ведомственного приоритетного проекта «Реформа контрольной и надзорной деятельности в Федеральной таможенной службе» (далее – паспорт ФТС России), который утвержден в Правительстве РФ на заседании проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

– Какие цели стоят на этом пути перед ФТС России?

– Снижение нагрузки на проверяемых лиц и при этом повышение эффективности контроля – это, можно сказать, две основные неразрывные цели, которые ФТС России ставит перед собой в ходе совершенствования таможенного администрирования уже в течение более десяти последних лет. Они легли и в основу паспорта ФТС России, в котором определены такие цели, как снижение уровня потенциального материального ущерба, причиненного государству участниками внешнеэкономической деятельности, снижение административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих ВЭД, рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций.

По сути данные цели направлены на упорядочение и снижение количества как обязательных требований, на проверку соблюдения которых направлена контрольно-надзорная деятельность таможенных органов, так и самих мероприятий по таможенному контролю, а также разъяснение бизнесу «как делать можно (нужно)» и «как делать нельзя» в качестве профилактической меры, которая должна стимулировать бизнес работать «в белую» без использования схем уклонения от уплаты таможенных платежей, создающих неравные условия для конкуренции на российском рынке, от чего страдают как добропорядочные участники ВЭД, так и российские производители.

– Что необходимо сделать для достижения поставленных перед ФТС России целей?

– Что касается контроля после выпуска товаров, то на ближайшую перспективу в рамках реформы контрольной и надзорной деятельности мы ставим перед собой задачи как теоретического, так и практического плана. Среди них задачи по актуализации нормативной базы, включая работу по сокращению обязательных требований; мероприятия по компетенции ГУТКПВТ в части расширения сектора участников ВЭД, отнесенных к низкому уровню риска нарушения таможенного законодательства, т.е.

так называемого «белого» сектора; обеспечение эффективности выбора объектов контроля при условии выборочности форм и мер таможенного контроля с использованием риск-ориентированного подхода, а также профилактические мероприятия, включающие в себя информирование подконтрольных лиц о том, «как делать нельзя» и «как делать можно (нужно)».

Большую роль мы уделяем применению в нашей работе информационных технологий. В этой связи потребуется расширить использование информационных систем, в том числе при организации электронного взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД при проведении таможенного контроля.

– Какой эффект ожидается от вышеперечисленных мероприятий?

– Если говорить об эффекте в целом, то все мероприятия направлены на то, чтобы создать в государстве благоприятную среду для развития экономики, честной конкурентной среды. При этом должна быть создана в условиях взаимодействия всех контролирующих органов система комплексного анализа и контроля. Уровень контроля должен быть соответствующим уровню возможных рисков нарушения законодательства, а упрощения для «белого» сектора и эффективные инструменты по борьбе со схемами и уклонением от уплаты платежей должны привести к тому, что вести незаконную деятельность было бы невыгодно.

– Что уже сделано для достижения поставленных целей и каковы сегодня задачи у Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров?

– Таможенный контроль изначально не стоит в своем развитии на месте, и в его развитии учитывается в том числе мировая практика. Так, например, система управления рисками при таможенном контроле, как я уже говорила, используется с 2004 года и соответствует международным стандартам Всемирной торговой организации. На сегодняшний день постоянно совершенствуемая система управления рисками учитывает не только сведения о перемещаемых товарах, но и об участниках внешнеэкономической деятельности. Со II квартала 2017 года в таможенных органах внедрен новый порядок автоматизированного риск-категорирования участников ВЭД. Нашим управлением в этой связи пересмотрены подходы к организации и проведению таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе к выбору объектов проверок.

В рамках совершенствования информационного взаимодействия с государственными органами исполнительной власти ФТС России разработаны и согласованы свыше 60 технологических карт межведомственного взаимодействия, предусматривающих обмен данными в электронном виде с 32 ведомствами. С Федеральной налоговой службой посредством системы межведомственного электронного взаимодействия организован обмен актуальной информацией в режиме, близком к реальному времени.

Проведен анализ соответствия функциональных возможностей программных средств ФТС России Комплексным требованиям, разработанным Министерством коммуникации и связи. С учетом достигнутого уровня автоматизации таможенных органов с Минкомсвязью России согласована позиция об отсутствии необходимости на данном этапе реализации Программы доработки ведомственной информационной системы.

В ходе реформы контрольной и надзорной деятельности предусмотрены мероприятия, направленные на снижение административной нагрузки на бизнес с учетом дифференцированного подхода в зависимости от уровня благонадежности участников ВЭД путем смещения акцента таможенного контроля с этапа таможенного декларирования на этап после выпуска товаров.

Определенные из них находятся уже на завершающих стадиях реализации.

Многое сделано в части обеспечения смещения акцентов таможенного администрирования на этап после выпуска. Изданы распорядительные акты, введено в эксплуатацию программное обеспечение, позволяющее заменить рутинную работу инспектора работой компьютерной программы. Реализованы механизмы мониторинга и анализа сведений о таможенном декларировании товаров участниками ВЭД, которым были предоставлены упрощения на этапе выпуска товаров, в целях выявления возможных рисков нарушения таможенного законодательства, а также порядок принятия мер по этим рискам.

Осуществляется передача на этап после выпуска товаров сведений о товарных партиях, перемещенных участниками ВЭД с низким уровнем риска нарушения таможенного законодательства, в отношении которых выявлены риски нарушения таможенного законодательства на этапе таможенного декларирования, для организации проведения проверочных мероприятий, в целях обеспечения сокращения сроков оформления товаров.

В целях оптимизации количества проведения таможенных проверок в Минфин РФ и Минэкономразвития РФ направлены предложения по внесению изменений в Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. Планируется постепенно переходить от профилактических мероприятий в форме таможенной проверки к иным формам контроля – мониторинг, анализ. При использовании информационных ресурсов, в том числе ФНС России, и системы управления рисками для проведения профилактических проверок после выпуска будет достаточно осуществить ежемесячный или ежеквартальный анализ, сопоставить свои данные с данными ФНС России и выявить риски отклонения, критичные и некритичные. Некритичные риски анализируются, а в случае выявления критичных рисков проводятся проверочные мероприятия. Тем самым будет сокращаться общее количество проводимых таможенных проверок.

Ведется работа по внедрению новых инструментов при организации и проведении таможенного контроля после выпуска товаров - по применению контрольных списков вопросов (чек-листов) при проведении таможенных проверок. Здесь мы уже из теоретической плоскости вышли на этап эксперимента.

Уже не только на бумаге, а на этапе практической реализации электронный документооборот с проверяемым лицом с использованием сервисов «Личного кабинета участника ВЭД», предусматривающий взаимодействие посредством электронных сообщений.

Это позволит значительно сократить сроки проведения проверок, в которых большая доля времени уходила на почтовый обмен бумажными документами.

Кроме того, в «Личном кабинете участника ВЭД» уже с начала года функционирует сервис по приему и регистрации в электронном виде отчетности участников ВЭД, включенных в реестр уполномоченных экономических операторов и применяющих специальные упрощения, предусмотренные статьей 41 Таможенного кодекса Таможенного союза. В настоящее время введены в эксплуатацию и проходят тестирование сервисы по приему отчетности таможенных перевозчиков и владельцев магазинов беспошлинной торговли. Функциональные возможности указанных сервисов Личного кабинета позволят существенно минимизировать затраты участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов.

Большое внимание ФТС России уделяет вопросам изучения опыта Всемирной таможенной организации.

Так, в частности, ФТС России при участии представителей бизнес-сообщества в рамках рабочей группы прорабатывает вопросы возможного использования в ходе таможенного контроля методов таможенного аудита. Весьма важно участникам коммерческой деятельности наладить, организовать и систематизировать механизм внутреннего аудита. В ходе проверок нередко выясняется, что руководство организации не видит системных ошибок в своей системе учета, а отсутствие правильно построенной системы учета приводит к нарушениям или возможности сотрудникам среднего уровня, вводя в заблуждение руководителей, нарушать законодательство и иметь коммерческую прибыль персонально для себя. Поэтому, прорабатывая данные вопросы, мы рассматриваем две составляющие: полезность и эффективность института аудита как для государственного органа, так и для самих проверяемых лиц.

Эти задачи сегодня ставит ФТС России в ходе совершенствования таможенного администрирования по всем направлениям. В положения нового таможенного кодекса ЕАЭС, который вступит в силу с 1 января 2018 года, включены нормы, которые создают базис для упрощения таможенных процедур, вводят приоритет автоматизированных электронных технологий над бумажным документооборотом, стимулируют применение механизма «единого окна», принципиально меняют подходы к институту уполномоченного экономического оператора.

В рамках реализации проекта Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований во II квартале 2017 года проведена первая серия публичных мероприятий в таможенных органах с докладами по правоприменительной практике («как делать нельзя») и по соблюдению обязательных требований («как делать можно (нужно)») с участием руководства администраций регионов и представителей бизнес-сообществ.

Мы упрощаем бизнесу процедуры, помогаем «быть честными». В частности, напомню, что по инициативе ФТС России в прошлом году внесены изменения в статью 100 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», закрепляющие возможность получения информации о выпуске товаров любым заинтересованным лицом, то есть при проявлении достаточной осмотрительности приобретатель (любое юридическое или физическое лицо), прежде чем заключить сделку, может, используя информационные ресурсы ФТС России, получить сведения о том, какой товар был ввезен по той или иной декларации, и тем самым уберечь себя от возможных негативных последствий. На сегодня ФТС России уже разработан проект регламента предоставления данной услуги, в котором помимо типовых форм обращений и ответов предусмотрена также возможность направления запросов в ФТС России через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», что, безусловно, сделает для заинтересованных лиц получение информации еще более простым и удобным.

 

Источник: журнал Таможня № 17 [424] 2017 г.

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

 
Другие новости по теме:

  • Таможенный контроль после выпуска товаров в 2016 году
  • Итоги деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров за 2016 год
  • Таможню ждет реформа
  • О результатах проведения таможенного контроля после выпуска товаров в отношении лиц, включенных в реестры
  • Прозрачно и понятно

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2017   All Rights Reserved.