Регистрация | Войти

ENG  |  RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

 


» Простота и удобство для бизнеса, эффективность и безопасность для государства
19 мая 2017 | Новости таможни

Простота и удобство для бизнеса, эффективность и безопасность для государства В штаб-квартире Федеральной таможенной службы на Филях руководитель ФТС России Владимир Булавин провел расширенное совещание с начальниками таможен по актуальным вопросам деятельности таможенных органов. В зале заседаний коллегии собрались свыше 80 начальников таможен со всей России – от Калининграда до Сахалина.

Диалог с бизнесом: конструктивный характер

В мероприятии также приняли участие заместитель министра финансов РФ Илья Трунин и председатель общественного совета при ФТС России Леонид Лозбенко.

По мнению Владимира Булавина, у руководства ФТС России и Минфина назрела необходимость услышать из первых уст, какие проблемы волнуют таможенников на местах, обсудить задачи, которые стоят в подведомственных структурах и пути их решения.

В повестку дня расширенного совещания были вынесены вопросы оптимизации процессов совершения таможенных операций в морском порту Большой порт Санкт-Петербург и организация государственного контроля в условиях свободного порта Владивосток. Участники заседания заслушали доклады о совершенствовании таможенного контроля на территории Особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Алабуга», о путях пресечения незаконного вывоза лесоматериалов, об обеспечении эффективного таможенного контроля и сокращении очередей в автомобильных пунктах пропуска. Тематика выступлений коснулась актуальной на сегодняшний день проблемы обеспечения противодействия ввозу санкционных товаров на территорию России, а также совершенствования контроля за перемещением международных почтовых отправлений.

Во вступительном слове Владимир Булавин особо отметил, что совещание такого масштаба (а в зале собралось 130 должностных лиц) за последние годы проходит впервые. Руководитель ФТС России подвел итоги работы таможенных органов в 2016 году и первого квартала 2017 года. Он подчеркнул, что проводимые ведомством мероприятия, цель которых – снизить нагрузку на бизнес, дали ощутимые результаты. Итогом объединения ФТС России и ФНС России стал выработанный единый механизм администрирования таможенных и налоговых систем, что в значительной мере сократило время, необходимое для прохождения таможенных процедур. Конечно, по словам главы ведомства, проблем еще остается много, их предстоит решать. Тем не менее имеются и заметные успехи, а достигнуты они благодаря вкладу работников всех таможенных постов, каждой таможни и таможенного управления.

Целью столь представительного совещания, участники которого собрались «от Москвы до самых до окраин», послужила, как отметил Илья Трунин, необходимость выслушать о сложившейся ситуации в таможенных органах на местах, чтобы совместно определить причины имеющихся проблем и наметить наиболее приемлемые способы их решения.

Леонид Лозбенко сообщил, что за последнее время в диалоге с бизнесом удалось сделать то, что не получалось сделать все последние годы – придать ему конструктивный характер, пояснив: «Люди должны знать, каким образом осуществляется алгоритм взаимодействия таможни и бизнеса». Так, сегодня имеется четыре крупных общероссийских объединения: Торгово-промышленная палата, «Деловая Россия», «Опора России», Российский союз промышленников и предпринимателей.

Совместно с Общественным советом при ФТС России проводятся ежемесячные встречи, разноформатные мероприятия, призванные усовершенствовать процессы взаимодействия таможенных органов с бизнесом. Кардинальным образом меняется работа экспертно-консультативного совета, он должен стать реальным инструментом реализации таможенной политики.

Именно на совете определят основные направления работы, касающиеся конкретных регионов и таможен. В конце мая на Коллегии ФТС России будет принята программа комплексного развития службы.

– Мы исходим из принципа: простота и удобство для бизнеса, эффективность и безопасность для государства, – добавил выступающий. – Весь этот год и следующий будут посвящены трем важнейшим задачам: новому Таможенному кодексу и всему, что с ним связано, реализации комплексной программы и диалогу с бизнесом для создания Хартии добросовестных участников ВЭД. Руководителем таможенной службы поставлена задача кратно увеличить количество представителей низкорискового сектора.

Выступления начальников таможен прозвучали в первой части совещания. Во второй были заслушаны доклады руководителей управлений ФТС России.

– Мы построили разговор таким образом, чтобы, выслушав выступления о ситуации «на земле», в своих выступлениях начальники управлений могли дать ответы на поставленные вопросы, – подчеркнул Владимир Булавин.

Морской порт: пилотный проект работает на результат [/b]

О проведении на таможенных постах Балтийской таможни мероприятий, направленных на оптимизацию процессов совершения таможенных операций в морском порту Большой порт Санкт-Петербург, рассказал начальник Балтийской таможни Сергей Сенько. В частности, он сообщил о пилотных проектах, в которых участвует Балтийская таможня. Среди них: выпуск товаров до выгрузки, прямая выгрузка на транзит, схема информационного взаимодействия в рамках технологии «Единая проверка в едином месте», информационное взаимодействие стивидора и СИДК.

Пилотные проекты осуществляются на основе предварительной информации, предоставляемой участниками внешнеэкономической деятельности.

В результате Кронштадтский таможенный пост с ноября 2016 года выпускает товары для внутреннего потребления до разгрузки судна. Пилотный проект сократил время оформления товаров в разы – с 7 часов 38 минут до 1 часа 45 минут. Кроме того, благодаря внедрению в морском порту Большой порт Санкт-Петербург пломбирования безрисковых транзитных контейнеров до регистрации декларации, среднее время выпуска сократилось с 5 часов 7 минут до полутора часов. При этом в день регистрации выпускается 94 процента транзитных деклараций.

При обсуждении выступления глава ФТС напомнил, что в рейтинге Doing Business Всемирного банка Россия занимает лишь 140-е место по параметру «международная торговля». Владимир Иванович отметил, что ведомству необходимо уменьшать среднее время прохождения таможенных постов при экспортно-импортных операциях.

Сергей Сенько, в свою очередь, уточнил, что значительная доля времени пребывания груза приходится на стивидорные компании, а не на таможню.

– Мы активно развиваем и совершенствуем информационные системы и ресурсы, что позволило создать электронный реестр объектов интеллектуальной собственности, электронное досье участников внешнеэкономической деятельности, ввести в эксплуатацию электронный портал «Морской порт», – прокомментировал Владимир Булавин.

«Морскую» тему продолжил и. о. начальника Владивостокской таможни Олег Ануфриев. Он рассказал об актуальных вопросах организации таможенного и иных форм государственного контроля в условиях свободного порта Владивосток. Владивостокская таможня в течение двух лет являлась площадкой по реализации пилотной технологии, основу которой составляет комплекс программных средств «Портал Морской порт».

Докладчик перечислил преференции, которые получает бизнес в рамках реализации проекта Свободный порт Владивосток, условно разделив их как преимущества в сфере таможенного дела, а именно: применение резидентами СПВ таможенной процедуры «Свободная таможенная зона» и оптимизация работы пунктов пропуска.

Неоспоримые плюсы дает круглосуточная работа пунктов пропуска, «единое окно» для однократного предоставления документов для всех видов контроля, осуществление иных видов проверок силами должностных лиц таможенного органа. К преимуществам также можно отнести пониженные ставки страховых взносов, льготы в отношении НДС, упрощенный визовый режим, ускорение в сфере строительства, снижение проверочной нагрузки на бизнес, судебная защита резидентов СПВ управляющей компанией.

Докладчик в цифрах продемонстрировал динамику нахождения товаров в морском порту Владивосток, начиная с первого квартала 2016 года по первый квартал 2017 года.

Он высказал также ряд предложений по совершенствованию технологии взаимодействия государственных служб и коммерческих организаций в портах.

К слову, в текущем году планируется внедрить «Портал Морской порт» в 51 морском терминале. Об этом сообщил Владимир Булавин. Руководитель ФТС России напомнил, что в 2016 году такая система была внедрена в 19 морских портах.

ОЭЗ: эффективное таможенное администрирование – залог успешных инвестиций

О совершенствовании работы по организации таможенного контроля и проведению таможенных операций на территории Особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Алабуга» как способа привлечения инвестиций в Россию и развития производства экспортно-ориентированных и импортозамещающих товаров рассказал начальник Татарстанской таможни Альберт Мавликов.

– Республика Татарстан по основным макроэкономическим показателям входит в число регионов-лидеров Российской Федерации, находится на первом месте в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата и рейтинге инновационного развития субъектов России, – сообщил докладчик.

Он также подчеркнул, что эффективное таможенное администрирование на территориях ОЭЗ – одна из составляющих, способствующих повышению инвестиционной и предпринимательской активности.

– Отмечу, касаясь перспективных технологий, что Елабужский таможенный пост включен в эксперимент по автоматической регистрации и автоматическому выпуску товаров при экспорте, – продолжил начальник Татарстанской таможни. – Доля автоматически зарегистрированных экспортных деклараций составляет более 94 процентов. При этом практически нет автовыпуска. В целях содействия экспорту резидентов ОЭЗ полагаю целесообразным продолжать работу по оптимизации критериев автоматических алгоритмов, упрощая их в отношении добросовестных участников ВЭД – резидентов ОЭЗ, экспортирующих свою продукцию. Также предлагаю включить Елабужский таможенный пост в эксперимент по автоматическому выпуску товаров для внутреннего потребления.

По словам выступающего, говоря об уровне таможенного администрирования, резиденты в первую очередь оценивают трудоемкость таможенных операций и время их совершения.

– И здесь наши интересы, безусловно, совпадают, вопросы упрощения и сокращения времени совершения таможенных операций в зоне постоянного внимания таможенных органов, – подытожил Альберт Мавликов.

Экспорт леса нуждается в законодательной защите

О проблемах борьбы с контрабандой древесины доложил глава Иркутской таможни Юрий Русаков. Он подробно рассказал об опыте пресечения незаконного вывоза лесоматериалов. Юрий Владимирович также отметил, что в структуре экспорта леса 70 процентов составляют пиломатериалы, таможенная пошлина по которым не взимается, а это в результате приводит к недополучению бюджетом средств.

Для того, чтобы остановить нарушения, связанные с занижением стоимости лесоматериалов, и для стимулирования их более глубокой переработки, по мнению докладчика, нужно ввести ставку вывозной пошлины на низкокачественные лесоматериалы низкой стоимости.

Сегодня законодательство в сфере лесопользования построено так, что государственные органы не успевают выявить нарушения и преступления до момента вывоза. Юрий Русаков попросил рассмотреть возможность поправки законодательства, разрешив отказывать в экспорте при наличии подозрений в нелегальном происхождении лесоматериалов.

Таможня намерена также добиваться и доступа к единой государственной системе учета древесины, так как сейчас ведомство «не может отследить где и как делалась рубка».

Пункты пропуска требуют развития инфраструктуры

В своем выступлении начальник Дагестанской таможни Руслан Яхьяев рассказал о ситуации на таможенных постах в автомобильных пунктах пропуска на границе с Азербайджаном. Там существенно возросла нагрузка в связи с ростом автомобильных перевозок из Ирана и Азербайджана в Россию, иные страны ЕАЭС, страны Европы. Помимо оптимизации форм таможенного контроля в рамках СУР, требуется развитие инфраструктуры пунктов пропуска на перспективном направлении региональной торговли со странами Закавказья и Передней Азии.

После завершения выступления Владимир Булавин напомнил участникам совещания о произошедшем прошлым летом транспортном коллапсе в районе пункта пропуска Яраг-Казмаляр. Тогда на границе между Дагестаном и Азербайджаном образовалась многокилометровая пробка.

– То, что эта проблема решалась на уровне двух президентов, недопустимо, – заявил глава ФТС России. – Из этого урока надо сделать вывод.

Мобильные группы продолжат работу и будут модернизированы

Насущную тему ввоза санкционных товаров поднял в своем выступлении и. о. начальника Астраханской таможни Ильдар Саидов. По его словам, часто санкционные товары попадают в Россию из-за сложностей с определением страны-производителя: вместо страны происхождения на них указывают регион, в который входит несколько стран, в том числе и санкционных.

Докладчик на цифрах продемонстрировал статистику результатов проведенных в 2017 году таможенных экспертиз, направленных на установление страны происхождения товаров.

Схематично была продемонстрирована дислокация мобильных групп Астраханской таможни.

Деятельность мобильных групп была показана на примере мобильной группы в МАПП Караозек, обозначены проблемные вопросы и пути их решения.

Так, например, транспортировку санкционной продукции осуществляют физические лица, привлечение которых к административной ответственности не предусмотрено. Федеральными законами прямо не установлен запрет на оборот на территории Российской Федерации санкционной продукции.

При обсуждении ситуации Владимир Булавин пояснил, что сегодня проблема состоит в том, что партнеры РФ по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) не присоединились к российским антисанкционным мерам.

– В результате запрещенные у нас товары проходят оформление на территории стран ЕАЭС, а потом попадают в Россию, – уточнил глава ведомства. – Поэтому ФТС создала 35 мобильных групп, 14 из которых действуют на российско-казахстанской границе, и 21 – на белорусской.

Мобильные таможенные группы продолжат свою работу, чтобы не допустить проникновения санкционных товаров на российскую территорию, но для более эффективной их работы будут модернизированы.

Проблемы и решения

В выступлении начальника Екатеринбургской таможни Сергея Абросимова были рассмотрены актуальные вопросы осуществления электронного таможенного декларирования товаров на таможенных постах – в центрах электронного декларирования. Докладчик привел показатели деятельности Екатеринбургского ЦЭД в 2015 – 2017 годах и продемонстрировал результаты функционирования системы управления рисками.

С итогами работы Выборгской таможни, направленной на выявление фактов недекларирования и недостоверного декларирования перемещаемых товаров и повышение собираемости таможенных платежей, присутствующих ознакомил начальник Выборгской таможни Александр Ястребов.

Высказывая свою позицию по этому вопросу, Владимир Булавин заявил: «Руководство ФТС России будет поддерживать Выборгскую таможню в ее деятельности по наведению порядка в регионе».

В своем докладе о совершенствовании порядка осуществления таможенных операций и проведения таможенного контроля Шереметьевской таможней при введении обязательного предварительного информирования о товарах, перемещаемых воздушными судами, рассказал начальник Шереметьевской таможни Александр Повод.

Он схематично продемонстрировал статистику среднесуточного объема декларирования, принцип предварительного информирования и этапы внедрения предварительного информирования.

Основными проблемами, на сегодняшний день, по мнению Александра Повода, являются: наличие правовой и технической возможности подать пустую предварительную информацию в виде текста «СONSOLIDATED», сложность электронного взаимодействия с иными государственными контрольными органами.

О результатах таможенного контроля за временным ввозом транспортных средств для личного пользования и состоянии дел, проблемных вопросах и путях их решения доложил в своем выступлении начальник Крымской таможни Владимир Авраменко.

Таможня и Почта России реализуют совместные проекты

ФТС России и ФГУП «Почта России» продолжают реализацию совместных проектов, направленных на оптимизацию и ускорение таможенных операций. При этом таможенный пост Международный почтамт Московской таможни является основным звеном, а зачастую и лидером по внедрению перспективных технологий, отметил в своем докладе и. о. начальника Московской таможни Алексей Кизерев.

С июня 2016 года внедрена программа, позволяющая осуществлять контроль частоты перемещения товаров, пересылаемых физическими лицами для личного пользования. Вместе с тем однозначная идентификация получателя МПО не предусмотрена актами Всемирного почтового союза. Комплексное решение этого вопроса потребует внесения изменений в право ЕАЭС, при этом в новом Таможенном кодексе ЕАЭС такие требования уже нашли свое отражение.

Докладчик рассказал о проектах, направленных на усовершенствование контроля за перемещением МПО. Среди них: работа в автоматизированном программном продукте ФГУП «Почта России (АИС СЦ), выборочный контроль, информационное взаимодействие таможенных органов и ФГУП «Почта России».

К ним также относится уплата физическими лицами таможенных платежей с использованием электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов, упрощенный порядок декларирования экспортных международных почтовых отправлений, отслеживание частоты пересылки товаров МПО в адрес физических лиц.

Актуальные вопросы и ответы [b]

Во второй части заседания начальники управлений ФТС России обозначили насущные проблемы по различным направлениям деятельности и ответили на вопросы участников встречи. Доклады руководителей были посвящены эффективности работы таможенных органов, направленной на сокращение сумм задолженности по уплате платежей и пени, актуальным вопросам обеспечения запретов и ограничений, валютного контроля, применения системы управления рисками в таможенных органах. Были обсуждены проблемы судебной защиты интересов таможенных органов, кадровые вопросы, пути оптимизации расходов федерального бюджета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

Среди первоочередных задач – продолжение информационно-технического обеспечения таможенных органов, повышение эффективности работы таможни по пресечению незаконного ввоза товаров на территорию РФ и другие.

Общаясь с журналистами, руководитель Федеральной таможенной службы сообщил, что подобные мероприятия непременно войдут в традицию. Первое из них уже намечено на 24 октября – в преддверии Дня таможенника.

В завершение встречи Владимир Булавин наградил должностных лиц за безупречную службу, большой личный вклад в дело защиты экономической безопасности Российской Федерации.

 
Источник:  журнал "Таможня" N11 2017 г.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

 
Другие новости по теме:

  • Руководитель ФТС заслушал начальников таможен
  • Срок проведения таможенных операций в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург» сократился
  • В структуре Санкт-Петербургской таможни произойдут изменения
  • Установлены изменения в регионы деятельности таможенных постов Балтийской таможни
  • Союзное государство готовится к созданию Единого экономического пространства

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2018   All Rights Reserved.