Регистрация | Войти

ENG  |  RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

 


» Вместе на защите эконмических интересов России
24 августа 2016 | Новости таможни

Вместе на защите эконмических интересов России Задачи и функции, возложенные на таможенные органы, разнообразны и многоплановы. Одной из важнейших задач на сегодняшний день, особенно в условиях мирового кризиса, является взимание таможенных пошлин и налогов, включающее в себя контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, а также принятие мер по их принудительному взысканию.
Контроль за поступлением в бюджетную систему Российской Федерации обеспечивается как на этапе декларирования товаров, так и на этапе таможенного контроля после выпуска товаров. И на каждом из этапов большое значение имеет информация, имеющаяся в распоряжении таможенных органов, от наличия или отсутствия которой применяются в том или ином объеме формы таможенного контроля.
ФТС России развивает сотрудничество с иными федеральными органами исполнительной власти в части организации и совершенствования информационного обмена информацией, способной оказать влияние на принятие таможенным органом отдельных видов решений в сфере таможенного дела.
Приоритетное место в списке всех соглашений, заключенных ФТС России с федеральными органами исполнительной власти, занимает соглашение о сотрудничестве с Федеральной налоговой службой. Основанием такого приоритета являются сведения, которыми располагает ФНС России.
Это сведения юридического, фактического и экономического характера о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях и физических лицах, которые прямо либо косвенно принимали или принимают участие в обороте иностранных товаров, сведения о финансовом положении таких лиц. Они признаются ФТС России достоверными и значимыми, способными оказать существенное влияние на решения, принимаемые таможенными органами.
Начало взаимодействия таможенных и налоговых органов в сфере информационного обмена было положено в конце 90-х годов прошлого века, когда была принята и вступила в силу первая часть Налогового кодекса Российской Федерации.
Таможенными и налоговыми органами за более чем 15-летний срок информационного обмена выработаны базовые основы информационного обмена, механизмы и инструменты реализации задач, которые находятся в компетенции ФТС России и ФНС России, что нашло свое отражение в Соглашении о взаимодействии между ФТС России и ФНС России, подписанном в 2008 году.
С момента его подписания в соглашение неоднократно вносились изменения, в том числе, в части расширения состава сведений, используемых при взаимном обмене информацией, что свидетельствует о готовности двух служб, ориентируясь на общую конечную цель – увеличение доходной части бюджета Российской Федерации, быть открытыми и конструктивными в диалоге.
Объекты и вопросы контроля у служб разные: таможенный орган контролирует товар в его физических характеристиках, налоговый орган контролирует финансовый результат деятельности налогоплательщика, принимавшего участие в обороте иностранного товара, либо использовавшего иностранный товар в своей хозяйственной деятельности.
Несмотря на очевидную взаимосвязь между собой, нарушения в сфере таможенного дела не всегда влекут за собой изменение величины налоговых обязательств налогоплательщика, также как и налоговые правонарушения не всегда свидетельствуют о нарушениях в сфере таможенного дела. Именно поэтому информация сторон тщательно анализируется на предмет имеющихся возможных рисков нарушения законодательства по компетенции служб, а лишь потом принимается решение о необходимости проведения совместного скоординированного контрольного мероприятия или формы контроля в одностороннем порядке.
Итогом проведенных совместных таможенных и налоговых проверок, в случае выявления каких–либо нарушений законодательства о таможенном деле и законодательства о налогах и сборах, является сумма дополнительно начисленных таможенных и налоговых платежей, которая формирует доходную часть бюджета Российской Федерации.
На сегодняшний момент перед ФТС России и ФНС России поставлены первостепенные задачи по объединению усилий, направленных на повышение собираемости бюджета. Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2016 года № 12 Министерству финансов Российской Федерации переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.
В новых условиях были пересмотрены и подходы по проведению таможенного и налогового контроля.
В вопросах совершенствования деятельности сделан акцент на необходимость повышения эффективности проводимых совместных контрольных мероприятий.
Развитие вертикально и горизонтально интегрированных структур (холдинги, корпорации и др.) привело к появлению множества сделок между компаниями, принадлежащих одной корпорации и находящихся в разных странах мира и имеющих различную степень аффилированности, что, в конечном итоге, предоставляет им возможность применять различные формы и способы уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей. Задачи таможенной и налоговой служб – воспрепятствовать этому как путем выявления и пресечения незаконных схем, так и путем создания условий, при которых использование таких схем будет просто невозможным.
Основой для реализации в этом направлении задач стал формируемый совместно двумя службами ежеквартальный план оперативных мероприятий по увеличению собираемости налоговых и таможенных платежей, который учитывает как направления совершенствования деятельности, так и формирование конкретных отраслей контроля.
Аналитическая работа и таможенные проверки будут более эффективными, если налажен максимально оперативный информационный обмен между ФТС России и ФНС России, а также с иными федеральными органами исполнительной власти.
Для оптимизации обмена информацией, имеющейся в распоряжении ФТС России и ФНС России, в настоящее время проводится работа по сближению информационных систем.
Эта работа станет, своего рода, одним из элементов механизма прослеживаемости движения товаров, или иными словами – сквозного контроля, от момента их ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента их передачи потребителю, в которой ФТС России принимает самое активное участие.
Федеральной таможенной службой были выработаны концептуальные предложения, которые легли в основу прорабатываемых на сегодняшний день на площадке ЕЭК базовых документов.
Сквозной контроль в отношении товаров, лиц и совершаемых операций обусловлен необходимостью: – обеспечения полноты и своевременности перечисления в федеральный бюджет таможенных и налоговых платежей; – повышения качества таможенного и налогового контроля для мобилизации доходов федерального бюджета; – выявления резервов собираемости таможенных и налоговых платежей на основе системы управления рисками; – создания условий, исключающих использование лицами различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей; – противодействия незаконным схемам оттока капитала из Российской Федерации.
Введение такого механизма прослеживаемости движения товаров позволит федеральным органам исполнительной власти всех государств – членов ЕАЭС проводить эффективный государственный контроль, в том числе, в вопросах администрирования таможенных и налоговых платежей.
В сегодняшней работе учитывается единая цель при определении приоритетных направлений развития межведомственного взаимодействия – выявление и пресечение схем уклонения от уплаты платежей и налогов, обеспечение полноты собираемости бюджета. Для достижения этой цели ФТС России и ФНС России используют все возможные ресурсы и инструменты, имеющиеся у двух служб, и динамика роста пополнения бюджета государства по линии наших ведомств свидетельствует о том, что векторы развития выбраны верно.


Руслан ДАВЫДОВ Заместитель руководителя ФТС

 

Источник: журнал Таможня  № 17 [400] 2016 г.

 

 


 

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

 
Другие новости по теме:

  • Миллиарды «на ветер»
  • Таможенный контроль после выпуска товаров в 2015 году
  • Прозрачно и понятно
  • Утверждена Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года
  • Счетная палата обнаружила нарушения таможенного режима временного ввоза

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2017   All Rights Reserved.