Регистрация | Войти

ENG  |  RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

 






» Разложим все по полочкам
20 мая 2015 | Новости таможни

Разложим все по полочкам В Москве прошла конференция «Новое в таможенном законодательстве: от хорошего к лучшему», организованная Комитетом АЕБ по транспорту и таможне.

В мероприятии приняли участие представители ФТС России и участники внешнеэкономической деятельности.

Ключевым выступлением на конференции стал доклад статс-секретаря – заместителя руководителя ФТС России Татьяны Голендеевой. Выступление Татьяны Николаевны «Новое в таможенном законодательстве» вызвало большой интерес у собравшихся и нашло отражение в докладах других участников мероприятия.

Как сообщила Татьяна Голендеева, основными стратегическими целями ФТС России являются содействие реализации интересов государства в сфере внешней торговли и создание благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности.

Достижение этого в условиях происходящих интеграционных процессов возможно за счет совершенствования таможенного администрирования и развития международного таможенного сотрудничества.

За последние годы ФТС России проведены масштабные реформы в области таможенного администрирования.

В основе этих реформ лежит внедрение перспективных таможенных технологий, базирующихся на международных стандартах и современных информационных технологиях.

С мая 2014 года на 97 таможенных постах в рамках пилотного проекта реализуется технология автоматической регистрации декларации на вывозимые товары (с применением такой технологии зарегистрировано порядка 47 000 деклараций на товары). Это исключает возможность несвоевременного принятия поданной декларации и участия должностного лица таможенного органа в принятии решения о регистрации декларации либо в проверке сведений.

Также была внедрена система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Она предназначена для обеспечения получения таможенными органами через СМЭВ всех документов, содержащихся в базах данных ФОИВ и необходимых таможенным органам для выпуска товаров (разработано 45 технологических карт межведомственного взаимодействия, зарегистрированы 34 электронных сервиса 27 ФОИВ).

В перспективе СМЭВ должна стать основой для реализации механизма «единого окна» – одного из основных интеграционных инструментов, который будет способствовать совершенствованию государственных процедур и бизнес-процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью. Благодаря проводимым мероприятиям на сегодняшний день значительно сокращен перечень документов, представляемых при декларировании товаров.

Отменены требования о представлении паспорта сделки, документов, подтверждающих полномочия лица, подающего декларацию на товары в электронной форме, уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей, соблюдение требований в области валютного контроля, а также транспортных (перевозочных) документов для вывозимых товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами. Кроме этого отменено требование о представлении ряда документов, подтверждающих соответствие техническим регламентам и соблюдению запретов и ограничений. Дальнейшую работу по сокращению количества разрешительных документов ФТС России будет проводить по мере обеспечения бесперебойного функционирования СМЭВ.

В результате проводимых мероприятий среднее число документов, требуемых для пропуска товаров через границу при экспорте, составляет шесть штук, при импорте восемь штук (минимальное количество документов составляет при экспорте три, а при импорте пять).

Сроки прохождения таможенных операций и таможенных процедур для товаров, не идентифицированных как рисковые поставки, по итогам 2014 года составляют при экспорте один час 33 минуты, при импорте пять часов 1 минуту. С полутора часов до 30 минут сократилось время совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска.

В соответствии с планом («дорожной картой») «Совершенствование таможенного администрирования» одним из основных мероприятий, которое позволит сократить сроки совершения таможенных операций на этапе декларирования и выпуска товаров, является смещение акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров.

Для участников ВЭД, деятельность которых характеризуется низкой степенью риска, предусмотрено обеспечение выпуска товаров в течение четырех рабочих часов с момента регистрации таможенной декларации. Для этого уже сформирована соответствующая методологическая и нормативная правовая база.

В перечень организаций, относящихся к категории низкого уровня риска, включено 2328 участников ВЭД, на долю которых приходится 42 процента от общего количества оформленных импортных таможенных деклараций и 56 процентов от уплаченных таможенных платежей при импорте. Время выпуска таких товаров на сегодня уже составляет три часа 40 минут.

Сейчас в таможенных органах применяется субъектно-ориентированный подход к анализу и управлению рисками на основе отраслевого и автоматического категорирования участников ВЭД. Это позволило существенно сократить случаи проведения дополнительных проверочных мероприятий при декларировании товаров участниками ВЭД, отнесенными к категории низкого уровня риска (доля товарных партий с таможенным досмотром сократилась в девять раз, с таможенной экспертизой – в три раза, с запросом дополнительных документов и сведений – в пять раз).

Средний срок выпуска товаров при импорте для таких внешнеэкономических операторов сократился в три с половиной раза.

Проводится масштабная работа по внедрению перспективных технологий уплаты таможенных платежей. Были внедрены: удаленная уплата таможенных платежей, централизованный учет на уровне ФТС России всего обеспечения, принятого таможенными органами, а также институт генеральной финансовой гарантии. Сроки доведения информации о поступлении денежных средств на счета государственных таможенных органов сокращены до двух часов.

Работе ФТС России по совершенствованию таможенного администрирования уделяется особое внимание со стороны руководства страны. Эти вопросы регулярно рассматриваются на заседаниях Экономического совета при Президенте Российской Федерации.

Лучшими практиками совершенствования таможенного администрирования, реализованными ФТС России, признаны ускорение прохождения товаров в автомобильных пунктах пропуска за счет введения предварительного информирования, уменьшение количества документов, запрашиваемых у декларанта в бумажном виде, а также ощутимое сокращение сроков информирования участников ВЭД о движении уплаченных ими денежных средств, категорирование участников ВЭД на основе системы управления рисками.

В дальнейшем в рамках плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» предстоит сократить сроки совершения таможенными органами операций, связанных с осуществлением государственного контроля в пунктах пропуска (в автомобильных – до 20 минут, в железнодорожных – до двух часов), сократить сроки осуществления таможенного контроля (при выпуске товаров, перевозимых воздушным, автомобильным и железнодорожным видами транспорта, – до двух часов; морским транспортом, – до разгрузки судна). В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации планы мероприятий («дорожные карты») национальной предпринимательской инициативы должны быть реализованы до первого декабря 2015 года.

На уровне Правительства РФ и Администрации Президента РФ разрабатывается комплекс дополнительных мероприятий по стимулированию экспорта отечественной продукции. В рамках этой работы ФТС России проводит мероприятия по развитию интернет-торговли, прорабатывается возможность создания института «экспортного» таможенного представителя. Соответствующие предложения подготовлены и направлены в Евразийскую экономическую комиссию.

Кроме этого, для создания благоприятных условий для ведения бизнеса на территории РФ ФТС России в инициативном порядке разработан проект федерального закона, направленный на урегулирование вопросов, связанных с применением таможенной процедуры свободного склада.

По сути, свободный склад является точечным аналогом особой экономической зоны и наравне с особой экономической зоной может стать одним из механизмов привлечения инвестиций в экономику РФ и развития производства импортозамещающих и экспортно-ориентированных товаров. При этом свободный склад имеет ряд преимуществ перед особой экономической зоной в части финансовых, организационно-технических и временных затрат.

– Если предприятие представит бизнес-проект по производству товара с использованием импортных материалов или комплектующих, – пояснила Татьяна Николаевна, – то свободный склад позволяет существенно упростить процесс их приобретения. Компания не должна вносить таможенные платежи на этапе ввоза необходимых деталей, расчеты с бюджетом будут производиться уже после выхода производимой продукции в свободное обращение.

Одним из основополагающих документов Евразийского экономического союза Татьяна Голендеева назвала Таможенный кодекс. ФТС России принимает самое активное участие в подготовке проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

Татьяна Николаевна отметила, что в проекте этого документа учтены многочисленные предложения российского, белорусского и казахстанского бизнес-сообщества.

Подготовленная редакция Таможенного кодекса ЕАЭС предусматривает существенное упрощение порядка совершения таможенных операций с учетом международных стандартов и мировой практики. Важным шагом на пути к реализации основного принципа ЕАЭС – свободы движения товаров на общем (едином) рынке ЕАЭС – является отмена с первого января 2020 года принципа «резидентства». Это предусматривает возможность таможенного декларирования товаров в любом государстве – члене ЕАЭС независимо от места регистрации юридических и физических лиц.

Предполагается, что отмена «резидентства» облегчит осуществление внешнеторговых операций с учетом выстраивания оптимальных логистических цепочек, а также сокращения финансовых и других издержек.

Одним из важнейших инфраструктурных интеграционных элементов функционирования Единого экономического пространства является создание Единой системы таможенного транзита, развиваемой одновременно с единой системой гарантий. Это подтверждается опытом Европейского союза, который реализовал единую систему таможенного транзита товаров NCTS (новая компьютеризированная транзитная система), послужившую ускорению и упрощению перемещения товаров во взаимной и внешней торговле Европейского союза.

Перспективой этой работы может стать интеграция единой транзитной системы Таможенного союза с Европейской транзитной системой, что позволит транспортным кампаниям осуществлять перевозочную деятельность на всем протяжении от Западной Европы до Дальнего Востока, сведя к минимуму таможенные и иные формальности. Такая система сократит зависимость транзита по территории Евразийского экономического союза от действий иностранных государств и международных организаций. ФТС России совместно с Евразийской экономической комиссией и партнерами по Евразийскому экономическому союзу проводится такая работа.

Таможенное законодательство Евразийского экономического союза содержит широкий перечень инструментов, позволяющих транспортным компаниям предоставлять обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов при транзите товаров (поручительство, денежные средства, банковская гарантия). При этом сами перевозчики и другие заинтересованные лица имеют возможность выбрать наиболее удобный и наименее затратный способ такого обеспечения, в том числе предоставив избранное ими обеспечение до фактического ввоза товаров на территорию Российской Федерации.

ФТС России прилагает все усилия для создания благоприятных условий осуществления внешнеэкономической деятельности с учетом соблюдения баланса интересов бизнеса и государства и происходящих интеграционных процессов.

– ФТС России готовы к критике, – заявила Татьяна Голендеева, – готовы к анализу практических ситуаций, которые возникают в ходе таможенного оформления, чтобы исправлять ошибки, которые есть и будут, потому что работы и достижений без отдельных шероховатостей быть не может. И если мы будем разговаривать на одном языке, понимать друг друга, доверять друг другу, стремиться к конечному результату, который устроит и государство, и бизнес, думаю, что мы обеспечим общий успех.

Об особенностях организации и проведения таможенного контроля после выпуска товаров рассказал начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России Валерий Селезнев.

В рамках исполнения задач, направленных на обеспечение смещения акцентов таможенного контроля и перехода от «тотального» таможенного контроля на этапе таможенного декларирования и выпуска товаров к таможенному контролю после выпуска товаров, в том числе направленному на профилактику правонарушений, Главным управлением таможенного контроля после выпуска товаров, совместно с иными заинтересованными подразделениями ФТС России, создана правовая база по выбору объектов таможенного контроля после выпуска товаров из перечня лиц, отнесенных к низкой степени риска, в том числе осуществляющих деятельность в качестве уполномоченных экономических операторов.

Немаловажную роль в вопросах эффективности таможенного контроля после выпуска товаров играет взаимодействие с бизнес-сообществом.

По инициативе бизнес-сообщества на площадке ЕЭК при активном участии ГУТКПВТ проводится работа по разработке порядка маркирования отдельных товаров для идентификации в ходе работы по противодействию контрафакту и незаконному ввозу товаров.

В рамках заключенных ФТС России соглашений с бизнес-сообществом о сотрудничестве и информационном обмене осуществляется получение информации по объектам правонарушений.

В 2014 году заключено соглашение с некоммерческой организацией «Ассоциация компаний интернет-торговли» и продлено соглашение с некоммерческой организацией «Ассоциация компаний розничной торговли».

В настоящее время делается акцент на конструктивном взаимодействии, декриминализации не только отдельных отраслей промышленности, но и внутреннего оборота. В течение 2014 года представители ГУТКПВТ приняли участие в семинарах, на которых представителям крупного бизнеса сообщались нормативно-правовые основы проведения таможенного контроля после выпуска товаров.

Активное участие бизнес принимает и в обсуждении новелл в таможенном законодательстве и выработке предложений по совершенствованию таможенных технологий. Так, по результатам рассмотрения направленных бизнесом предложений в рамках рабочей группы при участии представителей крупных аудиторских компаний для повышения эффективности таможенного контроля после выпуска товаров, а также развития инструментов для его проведения ФТС России прорабатывается вопрос о применении аудиторских заключений в ходе таможенного контроля.

Аудиторское заключение может являться дополнительным источником информации об общем состоянии организации либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе внешнеэкономической деятельности, о финансовой устойчивости, о качестве внутреннего контроля и т.д. Такая информация, несомненно, может использоваться при проведении таможенными органами анализа деятельности участников ВЭД при определении их категории уровня риска. Именно поэтому основной задачей, стоящей перед рабочей группой, является разработка программ и методик проверок, требований к структуре и содержанию отчетов аудиторских организаций по проверкам и иных документов, определяющих подходы аудиторской организации к проведению проверки участников внешнеэкономического рынка.

ФТС России разработан проект ФЗ «О внесении изменений в статью 100 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Законопроект), который одобрен второго апреля 2014 года Правительством РФ и направлен в Государственную Думу Федерального Собрания.

Законопроектом предусматривается дополнение статьи 100 федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» частями, в соответствии с которыми заинтересованные лица получают право на бесплатный доступ к имеющейся у таможенных органов информации о выпуске товаров.

Законопроект направлен не на подтверждение факта выпуска конкретного товара, а на получение информации о выпуске товара по конкретной декларации на товары с указанием определенных сведений, содержащихся в ней. Доступ к такой информации будет осуществляться путем направления обращения в таможенный орган в письменной форме либо через официальный сайт ФТС России.

Принятие Законопроекта позволит добропорядочному приобретателю проверить законность импортного товара в ходе заключения сделок при обороте. Это позволит сократить долю теневого оборота иностранных товаров на территории РФ и, в свою очередь, будет способствовать развитию не только внешней торговли, но и внутреннего производства и торговли.

Проводимая в настоящее время таможенными органами РФ работа по совершенствованию системы таможенного контроля после выпуска товаров направлена на то, чтобы сделать контроль более эффективным, но вместе с тем более предсказуемым, последовательным и менее обременительным для бизнеса.

– В свою очередь мы ждем и от бизнес-сообщества встречной открытости и добропорядочной деятельности, – сказал Валерий Селезнев. – Только совместными усилиями мы сможем добиться создания благоприятных условий для деятельности предпринимательского сообщества РФ, чистоты рынка и честной конкуренции, а также минимизировать нарушения в сфере таможенного дела, обеспечить полноту собираемости бюджета государства в это непростое время.

О субъектно-ориентированном подходе в рамках системы управления рисками рассказал первый замначальника Управления рисков и оперативного контроля ФТС России Валерий Бышовец, вопросы нетарифного регулирования затронул в своем докладе начальник УТОВЭК ФТС России Сергей Шкляев, а об электронном декларировании и перспективах его развития рассказал замначальника ГУОТОиТК ФТС России Александр Морозенков.

 

Источник журнал "Таможня"

 

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

 
Другие новости по теме:

  • Информация о выпуске товаров станет доступной
  • Стенограмма выступления руководителя ФТС России А.Ю. Бельянинова на «Правительственном часе» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 01 апреля 2015 года
  • ФТС - итоги и перспективы
  • ЕАЭС получит новый Таможенный кодекс 1 января 2016 года
  • Упрощая администрирование

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2016   All Rights Reserved.