Регистрация | Войти

ENG  |  RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

 






» Держать руку на пульсе
9 апреля 2015 | Новости таможни

Держать руку на пульсе В прошедшем году ФТС России инициировано создание региональных центров оперативного мониторинга и анализа.Такое подразделение было создано и в Южном таможенном управлении (ЮТУ ).

О том, какие задачи решает Центр оперативного мониторинга и анализа, а также о перспективах развития регионального центра рассказывает начальник ЮТУ Александр ГЕТМАН.
Сделать анализ системным

– Александр Николаевич, расскажите о создании и функционировании регионального Центра оперативного мониторинга в Южном таможенном управлении : каковы его основные функции?

– Региональный центр оперативного мониторинга и анализа создан в ЮТУ в апреле прошлого года. Это внештатная структура, в состав которой входят заместители начальников служб и начальники структурных подразделений управления.

Помимо заседаний Центр действует и в форме дежурства должностных лиц, представляющих три службы управления – организации таможенного контроля, федеральных таможенных доходов и таможенного контроля после выпуска товаров. Это обеспечивает непосредственно оперативный мониторинг и анализ. А для организации работы мы используем материально-техническую базу ситуационного центра, который создавался на период подготовки и проведения Олимпийских игр в городе Сочи. Говоря о функциях и задачах Центра, не буду цитировать сухие формулировки положения. Скажу, что это структура, которая позволяет централизованно и максимально оперативно использовать все имеющиеся в распоряжении управления информационные источники.Получение достоверной и оперативной информации– залог успеха управленческой деятельности.

– Можно привести пример такой работы?

– Раньше для мониторинга совершения таможенных операций при проведении крупных мероприятий и существенного роста внешнеэкономической активности мы создавали отдельные ситуационные центры, издавали для них отдельные положения и порядки.Сейчас ситуация изменилась. Это все автоматически делает Центр.

По существу Центр– это еще и площадка для совершенствования взаимодействия между службами управления по различным направлениям. И начиная с августа прошлого года осуществляется основная функция Центра – оперативный мониторинг и выявление рисков нарушения таможенного законодательства в режиме on-line и принятие мер, включая подготовку целевых профилей рисков.

– И все же, работа по оценке и выявлению рисков, а также подготовке срочных, а позднее целевых профилей рисков подразделениями РТУ проводится уже несколько лет. Чем обусловлена необходимость создания еще одной структуры для решения такой задачи?

– Процесс экспертного анализа и выявления таможенных рисков должностными лицами с целью создания целевых профилей рисков не регламентирован правовыми актами – на то он и «экспертный» метод. Однако физически невозможно качественно проанализировать 800 товарных партий, в среднем ежедневно декларируемых в ЮТУ. По нашим оценкам, за один рабочий день дежурный качественно может отработать около 25-30 товарных партий. Структурные подразделения управления до создания Центра осуществляли данную функцию исходя из самостоятельно выработанных подходов и с использованием собственных информационно-технических наработок.

В Центре мы постарались сделать эту работу системной. Она основывается на созданной системе оценки и отбора товарных партий, в которой интегрированы десятки информационных источников управления. Такая система на основе балльной оценки помогает выделить товарные партии, требующие экспертного анализа дежурными. Безусловно, мы пока не можем полностью исключить человеческий фактор, но в рамках Центра сделан существенный шаг на пути автоматизации процесса анализа.

– Вы упомянули балльную оценку уровня риска поставки. Что это такое?

– За относительно короткий период существования Центра мы прошли уже значительный путь по совершенствованию системы. На первом этапе дежурные Центра получали информацию о соответствии декларируемых товарных партий критериям, перечень которых утвержден приказом. Причем на первом этапе около 80 процентов деклараций соответствовали хотя бы одному критерию.

Сейчас мы используем систему, в которой всем критериям присвоена балльная оценка и каждая товарная партия оценивается суммой баллов, сформированной критериями по поставке. При этом дежурные прежде всего анализируют партии,собравшие более 100 баллов.Совершенствование критериев, а их уже порядка двухсот, а также их балльной оценки позволило к концу 2014 года отбирать около десяти процентов декларируемых товарных партий для экспертного анализа дежурными от общего количества зарегистрированных деклараций.

Анализ повышает качество

– Очевидно,что даже идеальная организация процесса не позволит добиться результата без необходимых инструментов? Я имею в виду средства автоматизации процесса...

– Безусловно, наличие необходимых информационных ресурсов и программных средств – одна из составляющих результативности работы Центра.Таможенные органы, в том числе на уровне РТУ, располагают обширным перечнем информационных источников,начиная с электронных копий таможенных документов и заканчивая снимками ИДК, базой экспертиз,а также базой выявленных рисков. Все эти информационные источники и программные средства их обработки применяются Центром. Но в рамках Центра мы провели работу по совершенствованию организации рабочего места дежурного. Нами создан информационный ресурс, который объединил десятки региональных баз данных. Единый интерфейс дает дежурному возможность, анализируя декларацию,мгновенно получать доступ ко всем предшествующим таможенным документам : транзитной декларации,сообщению о прибытии. Есть возможность одним кликом получить на мониторе графический снимок, полученный с применением ИДК. Мы также задействовали базу обмена электронными сообщениями между таможенным постом и декларантом. И это позволяет в режиме реального времени контролировать процесс проверки декларации. В этом же интерфейсе дежурный в привязке к товарной партии получает доступ к десяткам вспомогательных ресурсов: базе должников по уплате таможенных платежей; базе лиц, в отношении которых контроль после выпуска невозможен;базе таможенных экспертиз; единой базе выявленных рисков; реестрам лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, а также перечням лиц, в отношении которых установлена выборочность таможенного контроля.

– То есть работа Центра заключается в выявлении рисков и их минимизации с помощью целевых профилей рисков?

– Я бы рассматривал эту работу шире. Безусловно, целевой профиль риска – один из наших основных инструментов. Но он далеко не единственный. По результатам проводимого мониторинга и анализа в зависимости от ситуации могут приниматься различные управленческие решения.

Используемые в рамках Центра инструменты автоматического анализа позволяют решать широкий спектр задач.Это и контроль за деятельностью субъектов ВЭД, в отношении которых установлена выборочность таможенного контроля, это повышенный контроль обоснованности принимаемых решений в отношении лиц, которые систематически обжалуют решения таможенных органов, это контроль за совершением таможенных операций, результаты которого могут повлиять на выполнение контрольных показателей. Центр выявляет товарные партии, декларируемые лицами,которые имеют задолженность по уплате платежей,а соответствующим подразделением оперативно выявляется полнота принимаемых таможней мер по взысканию задолженности. Поручения ФТС России по принятию мер в тех или иных случаях помимо направления в таможни также отрабатываются в рамках Центра.Например, дежурные непосредственно после выпуска товаров анализируют обстоятельства выпуска товаров или их досмотра, проведенного необычно быстро, и на основании анализа полученных данных дают оценку качества таможенного контроля, сроков совершения отдельных таможенных операций.

Сейчас мы вырабатываем концепцию автоматического контроля за товарными партиями, в отношении которых в ходе инспекторских проверок выявлялись нарушения таможенного законодательства. Таким образом, часть работы, которая и ранее проводилась подразделениями управления,в рамках Центра получает более высокий уровень автоматизации, обеспечивается повышение оперативности выявления событий и реагирования на них, повышается качество взаимодействия служб.

Что дает результат?

– Вы сказали, что в Центре дежурят должностные лица трех служб,в том числе и представители службы таможенного контроля после выпуска товаров. В чем смысл участия представителей этой службы в мониторинге, если он осуществляется преимущественно до выпуска товаров?

– В рамках работы Центра нами отрабатываются новые подходы, связанные с обеспечением « сквозного » таможенного контроля. Еще на этапе до выпуска товаров мы оцениваем перспективы контроля после выпуска и формируем соответствующие целеуказания. Разработано 25 подобных целевых профилей риска.

По результатам мониторинга дежурными выявляются рисковые ситуации по текущей поставке. При наличии предыдущих поставок рассматривается вопрос о применении мер после выпуска товаров. Необходимо оценить возможность проведения проверки,перспективы взыскания платежей. Как вы понимаете, без участия дежурного службы таможенного контроля после выпуска товаров здесь не обойтись.

Также результаты таможенного контроля после выпуска товаров включаются в перечень критериев для минимизации рисковых ситуаций по последующим поставкам.

– Можно ли уже сейчас оценить результаты работы регионального центра ЮТУ?

– Мы видим, что новые подходы, связанные с централизацией и автоматизацией процесса анализа, дают результаты. Только за пять месяцев прошлого года по результатам работы Центра дополнительно начислено и взыскано более одиннадцати миллионов рублей,принято одиннадцать классификационных решений,более 50 решений о корректировке таможенной стоимости, два решения в рамках ведомственного контроля, возбуждено восемь дел об административных правонарушениях.Наряду с такими традиционными направлениями,как таможенная стоимость, классификация, Центром выявляются резервы по обоснованности предоставления льгот по уплате таможенных платежей, применению ставок таможенных пошлин. Выявлено 16 фактов таких нарушений. Отмечу, что это еще предварительные результаты. В качестве обеспечения уплаты таможенных платежей до принятия решения по таможенной стоимости, а также до получения результатов таможенной экспертизы внесено еще более 27 миллионов рублей. В целом активность использования целевых профилей риска подразделениями аппарата управления выросла по сравнению с 2013 годом в три раза, а результативность в четыре.

При этом важно, что Центр нацелен на поиск не охваченных действующими профилями областей рисков, а также рисков,которые не выявляются таможнями. Центр не только не отбирает работу у функциональных подразделений таможен, но и активизирует ее. Подтверждение – рост на60 процентов количества целевых профилей рисков, разработанных таможнями во втором полугодии прошлого года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.

– Каковы направления развития Центра на ближайшую и среднесрочную перспективу, какие задачи вы ставите перед Центром на текущий год?

– Мы рассматриваем Центр как инструмент, который должен помочь управлению достичь значений показателей, установленных ФТС России. Речь не только о контрольных показателях эффективности деятельности таможенных органов, но и о целевых ориентирах реализации СУР, утвержденных ФТС России в рамках Концепции управления рисками в таможенных органах. Выполнение этих задач предусматривает качественное изменение результативности СУР в целом, а также отдельных видов профилей рисков, уменьшение охвата товарных партий мерами по минимизации рисков, повышение автоматизации профилей рисков, обеспечение выборки объектов для контроля с применением ИДК.

Центр призван осуществлять мониторинг всех этих показателей, что называется,держать руку на пульсе. На основании этого мониторинга вырабатываются управленческие меры воздействия на ситуацию, позволяющие быстрее и полнее достигнуть намеченных целей.

 

Источник: журнад "Таможня"

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

 
Другие новости по теме:

  • Cистема управления рисками позволяет таможенникам быть на шаг впереди
  • Классификация товаров по ТН ВЭД ТС - итоги 2013 года
  • Утверждена Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров до 2016 года
  • В Минеральных Водах начинает работу новый таможенный пост – центр электронного декларирования
  • Таможня управляет рисками

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2016   All Rights Reserved.