Регистрация | Войти

ENG  |  RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

 






» Наше дело правое
22 октября 2012 | Новости таможни

Последние изменения нормативно-правовой базы ФТС России можно назвать судьбоносными? И можно ли утверждать, что в реформировании нормативно-правовой базы активное участие принимают и участники ВЭД?

– Как известно, деятельность ФТС России осуществляется в рамках полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации». За последние два года для реализации этих полномочий было издано140 нормативных правовых актов ФТС России, прошедших государственную регистрацию в Минюсте. Эти акты направлены на регулирование вопросов, связанных с установлением компетенции таможенных органов, особенностей совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, уплатой таможенных пошлин и налогов, а также вопросов материально-технического обеспечения и социальных гарантий сотрудников таможни. За два года ФТС России изданы 13административных регламентов, регулирующих вопросы предоставления государственных услуг, предусмотренных Федеральным законом. Из них шесть административных регламентов по вопросам ведения реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. При издании нормативных правовых актов основополагающими принципами стали недопущение возложения на участников ВЭД и других лиц чрезмерных неоправданных издержек при осуществлении таможенного дела, понятность требований при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций. И конечно же, внедрение прогрессивных методов таможенного администрирования. Заметьте, законом расширен перечень лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Теперь такими лицами также являются и владелец магазина беспошлинной торговли, и уполномоченный экономический оператор. К слову, а вот юридические лица признаются владельцами магазинов беспошлинной торговли только после включения в реестр владельцев магазинов беспошлинной торговли. Ранее это не было предусмотрено таможенным законодательством РФ.И еще: создание института уполномоченного экономического оператора – это нововведение в таможенной практике. И важный шаг к развитию системы взаимодействия ФТС России с участниками ВЭД.В рамках реализации идеи создания электронного проекта «Открытое Правительство» в административных регламентах ФТС России закреплены положения, позволяющие предоставлять заявителям государственные услуги в электронном виде и обеспечивающие переход на межведомственное электронное взаимодействие в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 705,что существенно сократит время на сбор необходимых документов. Что касается участия представителей ВЭД в процессе ведомственного нормотворчества, то хочу напомнить, что статьей 53 ФЗ для согласования общественно значимых интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом (вывозом) товаров, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, предусмотрена возможность привлечения некоммерческих организаций, объединяющих таких лиц, к участию в формировании и реализации государственной политики в области таможенного дела. Такие организации определены Правительством РФ. Это ТПП России, «Деловая Россия», РСПП и«ОПОРА России».Важная особенность: ФЗ предусмотрено, что консультации с участием общественных некоммерческих организаций проводятся на этапе разработки проектов нормативных правовых актов, касающихся совершения таможенных операций и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. Цель консультаций – выработка согласованной позиции между участниками ВЭДи ФТС России при подготовке нормативных правовых актов ФТС России, указанных в статье 53 Федерального закона и непосредственно затрагивающих участников ВЭД и юридических лиц.
– Как изменилась работа Правового управления после образования Таможенного союза? Какие делаются акценты сегодня в унификации законодательства?
– Характерно, что образование ТС не повлекло за собой изменений организационного характера в работе Правового управления. Основными направлениями по-прежнему являются: правовое обеспечение деятельности таможенных органов РФ, обеспечение единообразия применения таможенного законодательства в системе таможенных органов, правовой защиты государственных интересов и интересов таможенных органов в судах и других органах, руководство информированием о правовых актах в области таможенного дела и консультированием по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, осуществление правовой экспертизы проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов. И теперь в связи с образованием ТС правовые отношения в области таможенного дела на территории Таможенного союза регулируются таможенным законодательством ТС. Заметьте, что при этом правовое регулирование в этой области на территории Российской Федерации сохраняется на уровне национального законодательства. Таможенными органами Российской Федерации применяются положения Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты ФТС России. Вместе с тем шестиуровневая система актов таможенного законодательства усложнила анализ и проведение правовой экспертизы как разрабатываемых ФТС России проектов нормативных правовых актов, так и поступающих на согласование из других федеральных органов исполнительной власти. Все вопросы унификации норм таможенного законодательства в рамках ТС решаются на уровне органов ТС. Правовое управление участвует в процессе приведения законодательства РФ в соответствие с законодательством ТС, а также в законодательном процессе, связанном с совершенствованием таможенного законодательства по результатам мониторинга практики его применения. Ведь именно практика применения диктует основные направления унификации законодательства. В целях выявления проблемных моментов, возникающих в практике применения таможенного законодательства ТС и законодательства РФ о таможенном деле, устранения пробелов и коллизий нормативных предписаний таможенными органами РФ ежеквартально проводится мониторинг положений Таможенного кодекса ТС, международных соглашений государств-членов ТС, решений КТС(теперь решений ЕЭК), Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации», нормативных правовых актов ФТС России. И уже по результатам мониторинга Правовыму правлением с участием заинтересованных структурных подразделений подготавливаются предложения по внесению изменений в акты таможенного законодательства.

В мировом контексте

– Каких правовых изменений в работе таможенной службы следует ожидать после нашего вступления в ВТО?
– Со дня присоединения России к ВТО положения Соглашения о создании ВТО становятся частью правовой системы ТС, что вытекает из нормы пункта 1 статьи1 Договора о функционировании ТС в рамках многосторонней торговой системы. Положения этого соглашения (включая обязательства государств-членов ТС, взятые при присоединении к ВТО) имеют приоритет над положениями международных договоров, заключенных в рамках ТС, и решений, принятых его органами. В связи с этим можно прогнозировать необходимость проведения работы по унификации законодательства ТС и национального законодательства с требованиями ВТО и подготовке соответствующих предложений в ЕЭК. Между тем при разработке Таможенного кодекса ТС и ФЗ «О таможенном регулирования в Российской Федерации» были учтены стандарты таможенного дела, базирующиеся в первую очередь именно на Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур редакции Протокола 1999 года, являющейся основополагающим международным актом в сфере таможенного дела.
– А какие сегодня сложности на«кухне» создания и обновления правовой базы?
– Правовым управлением на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на сокращение и упорядочение ведомственной правовой базы, включающие ревизию массива действующих ведомственных актов, принятых ГТК России, противоречащих законодательству ТС, законодательству РФ о таможенном деле, либо утративших свою актуальность для применения. В эпоху повсеместного использования высоких компьютерных технологий и курса страны, направленного на модернизацию технологических процессов, правовая информатизация становится необходимой в повседневной работе правовых подразделений таможни. Стратегическое направление этого процесса – интеграция информационных ресурсов в единую систему, обеспечивающую полноту информации по вопросам таможенного дела, оперативное поступление новой информации, ее достоверность и актуальность, а также качество юридической обработки информации. Такая принципиально новая система поддержки правовой деятельности ФТС России не только уже разработана, но и будет внедрена в ближайшее время. Это позволит, во-первых, запустить программный комплекс, который включает в себя также массив правовой информации по правоприменению таможенного законодательства, анализу судебной практики, результатам рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц. Появится возможность хранить и систематизировать в электронном формате нормативные и иные правовые акты, издаваемые ФТС России. Во-вторых, это даст возможность обеспечить на новом уровне единообразие применения таможенными органами законодательства. И в-третьих, позволит на новом качественном уровне предоставлять государственные услуги по информированию и консультированию, ив перспективе уже в электронном виде. Пока же некоторой проблемой остается длительность оповещения таможенных подразделений об изданных актах, фактическая невозможность ознакомления с практикой ведомственного обжалования.
– Как удается поддерживать уровень правовой грамотности таможенников?
– Уровень правовой грамотности сотрудников таможни связан с правильными единообразным пониманием и применением таможенного законодательства ТС и законодательства РФ о таможенном деле. Как правило, нарушения законодательства нередко обусловлены уровнем знаний сотрудников, что связано с необходимостью применения обширной нормативной базы. Контроль соблюдения законности при принятии таможенниками решений –одно из направлений деятельности Правового управления. Незаконные решения выявляются при проведении ведомственного контроля и в ходе рассмотрения жалоб лиц. Повышению уровня знаний способствуют результаты практической работы при применении процедур ведомственного обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов, ведомственного контроля законности таких решений. В совокупности эти механизмы позволяют формировать единообразную практику применения таможенного законодательства и предотвращать повторные ошибки. Наиболее проблемные и острые вопросы правоприменительной практики находят свое отражение в жалобах на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц. Правовое управление и правовые подразделения на местах, принимая решения по жалобами в каждом конкретном случае оценивая правомерность действий (бездействия)должностного лица таможенного органа, последовательно формируют у таможенников в качестве преобладающей модели поведения стремление неукоснительно соблюдать права лица, добросовестно исполнять свои обязанности. Повышению уровня правовой грамотности способствует и судебная работа таможенных органов. Те, кто принял оспоренное решение, совместно с юристами участвуют в судебных заседаниях, отстаивая позицию таможенной службы. В дальнейшем судебные акты, принятые не в пользу таможенных органов, подлежат обязательному анализу с выработкой конкретных мер, направленных на исключение формирования устойчивой судебной практики не в пользу таможенных органов. Кроме того, для повышения и поддержания уровня правовой грамотности сотрудников таможни Правовым управлением направляются обзоры правоприменительной практики, разъяснения о применении отдельных положений актов таможенного законодательства.

Добро пожаловаться

– Что можно сказать об изменении правовой грамотности участников ВЭД за последние годы?
– С учетом создания ТС и Единого экономического пространства России, Казахстана и Беларуси значительно изменилось правовое регулирование в сфере внешнеэкономической деятельности. Таможенный кодекс ТС, международные договоры и решения КТС, регулирующие таможенные правоотношения, установили единые правила для участников ВЭД и таможен трех государств. Для отстаивания своих прав и интересов участники ВЭД используют механизмы как досудебного, так и судебного обжалования. Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (глава 3) регламентирована процедура обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, позволяющая обжаловать до суда такие решения, действия (бездействие) на уровне вышестоящих таможенных органов, включая ФТС России. По статистике, свыше 45 процентов поданных жалоб удовлетворяются. Участниками ВЭД применяется активно и судебный порядок обжалования решений таможенных органов. Таможенное законодательство никогда не отличалось простотой. Для повышения уровня знаний заинтересованных лиц Таможенным кодексом ТС, ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрено получение информации и консультаций от таможенных органов. Государственная услуга по информированию лиц о правовых актах таможенного законодательства ТС и национальных актах в сфере таможенного дела, а также по предоставлению консультаций (письменных либо устных)таким лицам по вопросам таможенного дела обеспечивает единообразие практики применения законодательства при осуществлении ВЭД, повышает правовую грамотность ее участников. В первом полугодии нынешнего года таможенными подразделениями оказано 12 496 консультаций, информация о законодательстве предоставлена по938 обращениям. В июле этого года завершилась работа Правового управления по изданию нового административного регламента по предоставлению государственной услуги по информированию и консультированию.
– Какие выводы сегодня можно сделать, анализируя судебную практику?
– Судебная практика применения норм таможенного законодательства ТС находится в стадии формирования ,выводы делать рано. Можно говорить лишь об определенных тенденциях в подходах судебных органов. Проведенный Правовым управлением анализ показывает, что результаты судебной практики в разных регионах страны имеют свою специфику и значительно отличаются. Одни и те же положения таможенного законодательства трактуются и применяются арбитражными судами в регионах по-разному. Большинство категорий споров по делам с участием таможенных органов связано с реализацией таможенными органами фискальной функции и работой по взысканию таможенных платежей. К ним относятся споры, касающиеся принятых таможенными органами решений по контролю таможенной стоимости товаров, предоставлению тарифных преференций, возврату излишне уплаченных таможенных платежей. Правда, не всегда при рассмотрении дел мнения таможенных и судебных органов по применению норм таможенного законодательства совпадают. Но в таких случаях используются процедуры обжалования, предусмотренные арбитражным процессуальным законодательством РФ.С учетом создания Суда ЕврАзЭС необходимо отметить, что на национальном уровне единообразное применение арбитражными судами таможенного законодательства ТС и законодательства РФ обеспечивается Высшим Арбитражным Судом (ВАС) РФ. Сейчас ВАС России проводит обобщение практики применения таможенного законодательства для подготовки соответствующих разъяснений. И ФТС России принимает участие в этой работе.
– Какие ощутимые изменения в таможенном законодательстве планируются на ближайшее время?
– Специалисты ФТС России сейчас активно участвуют в работе международной рабочей группы при ЕЭК, которая готовит очередные изменения в Таможенный кодекс ТС. В ее состав включены представители таможенных служб, министерств экономики, финансов, транспорта и промышленности государств-членов ТС. Основная часть поправок направлена на упрощение таможенных операций и улучшение условий деятельности хозяйствующих субъектов. В Таможенный кодекс ТС будет внесен ряд норм, стимулирующих развитие предварительного декларирования и предварительного информирования. Особое внимание уделено совершенствованию таможенного контроля после выпуска товаров, что предполагает минимизацию контроля на стадии выпуска товаров и его поэтапный перенос на стадию после выпуска товаров. Много поправок направлено на достижение единообразия таможенного администрирования в ТС, сокращение отсылочных норм к актам ЕЭК (КТС)и национальному законодательству государств-членов ТС. Внимание уделяется также совершенствованию национального таможенного законодательства. ФТС России в соответствии с планом ведет работу по внесению изменений в ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» по результатам практики его применения.– Какими возможностями располагает Правовое управление для повышения квалификации своих сотрудников?– Все сотрудники правовых подразделений планово и не реже одного раза в три года проходят обучение по различным образовательным программам. Они позволяют расширить и обновить теоретические знания сотрудников, повысить их профессиональный уровень. В 2007 году руководителем ФТС России Андреем Юрьевичем Бельяниновым было принято решение о регулярном проведении совещаний с руководителями правовых подразделений. Ежегодно Правовым управлением проводятся всероссийские совещания, где обсуждаются проблемные вопросы, предлагаются пути их решения, подводятся итоги работы, определяются задачи на будущее.В Правовом управлении регулярно проводятся стажировки начальников подразделений из других регионов. Должностные лица совершенствуют на практике свои знания, в том числе и умение в отстаивании интересов таможенных органов в судах. Стажировки позволяют не только определить уровень знаний начальников правовых подразделений, но и способствуют формированию кадровой политики.

 

Интервью журналу "Таможня".

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

 
Другие новости по теме:

  • Решили жаловаться на таможню? Таможня к вашим услугам
  • Сибирское таможеное управление приглашает консультироваться
  • И таможня бывает не права
  • Законопроект «О таможенном регулировании в РФ» внесен в Правительство
  • Проводятся консультации в Биробиджанской таможне

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2016   All Rights Reserved.