Регистрация | Войти

RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

Стоимость доллара США, евро и китайского юаня по отношению к российскому рублю  

» Обзор экономической ситуации в Сербии в марте 2012 г
5 апреля 2012 | Новости ВЭД

В соответствии с данными Республиканского статистического комитета Сербии товарооборот республики с зарубежными странами в январе 2012 года составил 2,041 млрд. долл., что на 0,7% больше, чем за аналогичный период 2011 года. Сербия в январе 2012 года экспортировала товаров на сумму 713,3 млн. долл., что на 1,4% меньше, чем в январе 2011 г. Импорт товаров составил 1,33 млрд. долл. (увеличение – на 1,8%). Отрицательное сальдо торгового баланса - 616,7 млн. долл. (увеличение на 5,8%). Покрытие импорта экспортом – 55,7% (в январе 2011г. – 53,7%).
- После трёх с половиной лет переговоров скупщина (горсовет) г. Смедерево дала согласие голландско-американскому концерну «Комико-ойл» на подписание контракта по строительству нефтеперерабатывающего завода в промышленной зоне этого города на Дунае. Местные власти за 652 млн. динар (7,8 млн. долл.) сдадут концерну в аренду сроком на 99 лет земельный участок площадью 113 га под строительство, которое, как сообщают СМИ, может завершиться уже через 3 года. «Комико-ойл» также обязуется реконструировать 12 городских котельных и перевести их с мазута на газ. Общие инвестиции в проект ожидаются в размере от 250 до 400 млн. долл. Кроме строительства самого завода, капиталовложения пойдут на улучшение экологии, включая создание лесного пояса вокруг завода и развитие инфраструктуры (около 10 млн. долл.), а также строительство детских учреждений. Согласно проекту контракта Концерн берёт обязательство принять около 3 тыс. рабочих на строительство предприятия и в течение 90 дней после его завершения трудоустроить на заводе не менее 542 лиц в соответствии законом о труде. Запланированная мощность нефтеперерабатывающего завода – 100 тыс. баррелей различных нефтепродуктов, включая высокооктановый бензин, евро-дизель, ТНГ и авиатопливо по стандартам ЕС.
- В приватизации металлургического комбината «Железара», г. Смедерево, переданного в январе 2012 г. его бывшими владельцами - американской компанией «US Steel» в собственность Сербии за символическую сумму - в 1 долл. ввиду острого кризиса на рынке стали и, как следствие, нерентабельности производства, заинтересована украинская компания «Донецк Steel». Её представители уже осмотрели производственные мощности и ведут переговоры с Министерством экономики и регионального развития Республики Сербии. В покупке «Железары» проявили заинтересованность китайские инвесторы, а также металлургический холдинг из Люксембурга «United Group CA».
- Владельцы торговой сети магазинов розничной торговли «Делез» (Бельгия) купили 100% акций белградской сети супермаркетов «Дельта макси». Стоимость сделки составила 932 млн. евро, включая задолженность сербской компании в размере 300 млн. евро.
- На автосалоне в Женеве экспонирован новый автомобиль «ФИАТ 500 л» производства сербского предприятия «Фиат автомобили Сербии» («ФАС»), г. Крагуевац (мощности бывшего автозавода «Застава»), где совместно с итальянцами создаётся современное производство новых моделей автомобилей концерна «ФИАТ». Представленная модель получила высокую оценку специалистов. Выступивший на презентации Президент Сербии Б. Тадич заявил, что на новом заводе «ФАС» будет задействован весь металлообрабатывающий сектор страны. В середине года ожидается начало серийного производства нового автомобиля и до конца года будет произведено 30 тыс. «ФИАТ 500 л», а в 2013 г. мощности предприятия возрастут до 100 тыс. штук. Есть основания надеяться, отметил Тадич, что этот автомобиль станет экспортным козырем Сербии. 90% выпускаемой продукции пойдёт на рынки Европы и США, что, как ожидается, увеличит внешнеторговые доходы страны на 1,3 млрд. евро.
- Предприятие концерна «Сименс», работающее в свободной экономической зоне г. Суботица, выпустило 60 первых ветрогенераторов нового поколения, разработанных на основе инновационных технологий. Инвестиции в новое производство на ближайшие 2 года составят 24 млн. евро. Это позволит «Сименсу» довести ежегодное производство до 1 тыс. агрегатов и увеличить число новых рабочих мест с 500 нынешних до 650. Продукция завода будет поставляться на рынки Европы и США.
- Для Европы западные Балканы и Сербия, находящаяся в их эпицентре, имеют ключевое значение – заявил посетивший Белград вице-президент Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) Д. Сканапейко. Подтверждением тому является намерение ЕИБ продолжить в 2012-2013 гг. практику кредитования проектов развития инфраструктуры, поддержки малых и средних предприятий, здравоохранения, энергетики, проведения научных исследований в странах этого региона. Получение Сербией статуса страны-кандидата на вступление в ЕС открывает новую страницу в укреплении сотрудничества. В центре внимания ЕИБ – финансовая поддержка реализации строительства на территории Сербии панъевропейского транспортного «Коридора 10» с обходом Белграда. В программе поддержки малых и средних предприятий первоочередное внимание уделяется финансовой помощи сети производств, задействованных в поставках компонентов для автозавода «Фиат автомобили Сербии» в г. Крагуевац, а также финансированию строительства подъездных путей к этому заводу (в рамках «Коридора 11»). В прошедшем 2011 г. ЕИБ предоставил этому региону кредиты на общую сумму 10, 34 млрд. евро, включая 859 млн. евро на сербские проекты. В последнее десятилетие Сербия была самым крупным заёмщиком ЕИБ. Из одобренных 3,7 млрд.евро ей было использовано 1,7 млрд. евро. ЕИБ предоставит 80 млн. евро на строительство объездной дороги вокруг Белграда и 200 миллионов евро на строительство железной дороги от Стара-Пазовы до г. Нови-Сад. В 2010 г. ЕИБ одобрил Сербии кредит в размере 690 млн. евро, а в 2011 г. подписаны контракты на сумму 711 млн. евро.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) также активно работает в последние десять лет в Сербии, считая потенциалы в энергетике и транспорте очень привлекательными для инвестиций. Как сообщил директор представительства ЕБРР в Белграде Х. Гацек, в Сербии вложено 3 млрд. евро в 180 проектов.
- Инвестиции Словении занимают второе место среди совокупных иностранных инвестиций в Сербии, заявил посол этой страны Ф. Бут. Вместе с австрийской компанией «ПОРР» словенские компании построили «Мост на Аде», который считается достижением современной архитектуры, и это дело рук словенских зодчих. Кроме того, словенские компании являются частью консорциума сербских и хорватских компаний «Карго 10» занимающегося развитием железнодорожного транспорта.

Торгово-экономические отношения с Россией
По данным Республиканского статистического комитета Сербии объем товарооборота России с Сербией в январе 2012 года составил 230,8 млн. долл., что на 19,1% меньше, чем в январе 2011 г. При этом российский экспорт составил 185,9 млн. долл. (снижение на 23,9%), а импорт из Сербии – 44,9 млн. долл. (увеличение на 9,7%).
Россия по объему товарооборота с Сербией в январе 2012 г. занимает 1 место среди зарубежных торговых партнеров Сербии с удельным весом 11,3% в ее совокупном внешнеторговом обороте. Второе место занимает Германия с товарооборотом 217.7 млн. долл. и удельным весом 10,7%.
По объему экспорта в Сербию Россия занимает 1 место с удельным весом 14,0% в совокупном экспорте зарубежных стран в Сербию. На долю Германии приходится 9,5% - 125,7 млн. долл., Китая 8,0% - 106,4 млн. долл., Италии 7,1% - 94,0 млн. долл.
Объем российского импорта из Сербии занимает 5 место с удельным весом 6,3% в совокупном экспорте Сербии. Объем экспорта Сербии в Германию составил 92,0 млн. долл. (12,9%), Италию – 80,9 млн. долл. (11,3%), Румынию – 66,9 млн. долл. (9,4%), Боснию и Герцеговину – 54,7 млн. долл. (7,7%).
Сальдо баланса торговли России с Сербией в январе 2012 г. составило 141,0 млн. долл. в пользу России (снижение на 30,7%). Степень покрытия российского экспорта импортом из Сербии – 24,1% (в январе 2011 г. – 16,8%).
- Ожидается, что российский «Газпром банк» начнёт свою деятельность в Сербии во второй половине 2012 г. Сферой его деятельности станет финансирование совместных проектов - строительства газопровода «Южный поток», сооружения второй очереди газохранилища «Банатски двор», возведения газовой электростанции «Сербиягас», а также вложения новых российских инвестиций в энергетический сектор Сербии в дополнение к уже существующим вкладам в экономику страны – российским инвестициям в предприятие «НИС» («Нефтяная промышленность Сербии» - 56% акций принадлежит российскому «Газпромнефть») и «Лукойла», заявил в интервью СМИ директор ГП «Сербиягаз» Д. Баятович. В Сербии создаётся совместное российско-сербское предприятие, в котором треть акций будет принадлежать ГП «Сербиягаз» и две трети - «Газпром банку». Уже подготовлена вся документация и проект совместного договора.
- По заявлению госсекретаря Минфина Сербии Г. Радосавлевича Протокол об использовании российского государственного экспортного кредита в сумме 800 млн. долл., предоставленного Сербии на строительство и модернизацию железнодорожной инфраструктуры страны, подпишет ещё нынешнее правительство до сформирования нового кабинета министров по результатам парламентских выборов, объявленных на 6 мая 2012 г. В интервью СМИ Радосавлевич отметил, что межправительственное соглашение о предоставлении данного кредита, проект которого обсуждён на состоявшемся в марте в рамках МПК в Москве очередном – 5 заседании Рабочей группы по кредитно-финансовому и инвестиционному сотрудничеству, желательно подписать уже в сентябре 2012 г. Условия российского кредита, подчеркнул он, более выгодны по сравнению с теми, которыми Сербия пользуется на международном финансовом рынке. Он также упомянул о состоявшихся в Белграде переговорах железнодорожных ведомств двух стран, ведущих подготовку проектов в счёт упомянутого кредита.
- Председатель правительства автономного края Воеводина (север Сербии) Б. Пайтич и генеральный директор государственного предприятия «Нефтяная промышленность Сербии» («НИС» – 56% акций принадлежит «Газпром нефти») К. Кравченко торжественно открыли в г. Нови Сад заправочную станцию для речных судов на Дунае. До конца года будут пущены в строй ещё три такие терминала для заправки топливом транзитных судов, идущих по Дунаю для удовлетворения годовой потребности до 40 тыс.т. В своём выступлении К. Кравченко отметил, что инвестиции «НИС» в эти проекты составили несколько млн. евро и они являются вкладом компании в развитие транспортной инфраструктуры страны.
- Прошёл испытания и пущен в эксплуатацию первый из 12 дизельных поездов, которые будут поставлены российским предприятием «Метровагонмаш» в Сербию по контракту с Госпредприятием «Сербские железные дороги» для регионального сообщения. Первые дни эксплуатации на одной из старейших на Балканах железнодорожных линиях Белград-Вршац (граница с Румынией) показали растущий интерес местного населения к таким современным поездам, оборудованным кондиционерами, туалетами, специальными местами для инвалидов, а также складирования велосипедов. Пассажиры к тому же отмечают, что для них это самый экономичный способ передвижения. Российские поезда будут использоваться на местных линиях, где нет электрифицированных железных дорог. Интерес к ним настолько велик, что достигнута договорённость после поставки первой партии приобрести для сербских железных дорог дополнительное количество таких поездов производства «Метровагонмаш» в счёт российского государственного экспортного кредита, предоставленного Сербии на строительство и модернизацию транспортной инфраструктуры. Выступая на церемонии начала регулярного движения первого дизельного поезда из России, заместитель министра инфраструктуры и энергетики Сербии Д. Ласица заявил, что в дополнение к этим поездам, которые будут поставлены в Сербию до конца 2012 года, предстоит закупка и 25 электропоездов, а также 15 различных локомотивов для пассажирских перевозок.
- Президент ОАО «Российские железные дороги» В. Якунин и Генеральный директор АО «Железные дороги Сербии» М. Маркович подписали 27 марта 2012 г. в Москве Генеральное соглашение о совместной реализации четырех инфраструктурных проектов по строительству и модернизации транспортной инфраструктуры Сербии в счёт российского государственного экспортного кредита в сумме 800 млн. долл. Речь идёт о строительстве новой однопутной электрифицированной ж/д. линии Вальево-Лозница (граница с Боснией и Герцеговиной) протяженностью 68 км, строительстве и электрификации второй колеи на участке Белград-Панчево протяженностью 16 км, реконструкции сербского участка железнодорожной линии Белград-Бар (Черногория) протяженностью около 200 км, а также шести участков общей протяжённостью 110 км на железнодорожном трансъевропейском транспортном «Коридоре 10». В реализации проектов предусмотрено участие российских компаний (70% всех работ) и сербских предприятий (30% работ). Сербская сторона финансирует строительство в сумме 120 млн. долл.

Политико-экономические события
- Благодаря подписанию между Сербией и Румынией соглашения о соблюдении прав румынской диаспоры в Сербии за несколько часов до начала мартовского заседания Совета министров Европейского Союза была снята последняя претензия стран-членов ЕС, не позволявшая принять решение о предоставлении Сербии статуса страны-кандидата на вступление в ЕС. Накануне саммита Евросоюза шефы дипломатии стран-членов ЕС достигли положительного решения по этому вопросу и рекомендовали главам своих правительств проголосовать за кандидатуру Сербии. По сообщениям СМИ переговоры между Сербией и ЕС начнутся не раньше декабря 2012 г. и могут продолжаться несколько лет.
- Для Сербии статус страны-кандидата на вступление в ЕС имеет, в первую очередь, политическое значение, но, несомненно, будет влиять и на экономическое развитие страны – заявил заместитель директора Канцелярии по европейской интеграции и координатор по фондам ЕС О. Мирич. Хотя средства из европейских фондов не будут увеличены сразу, открывается возможность для их использования в новых областях хозяйства. Кроме того, это является позитивным сигналом для инвесторов, что имеет большое значение для сербской экономики. На пути вступления в ЕС Сербия должна ещё пройти ряд этапов. В 2012-2013 г.г. будут доступны средства европейских фондов в размере около 200 млн. евро в год, так как бюджет ЕС уже распределен до 2013-го года. Увеличение этих средств можно ожидать в течение следующего бюджетного периода - с 2014 по 2020 год. Общие средства ЕС для стран Западных Балкан превысят 14 млрд. евро. Мирич подчеркнул, что Сербия в настоящее время участвует в семи программах, которые финансируются из средств европейских фондов: на развитие транспортной сети, повышение конкурентоспособности экономики, охрану окружающей среды, образование и социальную интеграцию, а также сельское хозяйство и развитие регионов страны, что особенно важно для Сербии.
- По мнению сербских деловых кругов важность получения Сербией статуса страны-кандидата на вступление в ЕС проявляется в том, что это будет способствовать повышению авторитета страны и станет позитивным сигналом для иностранных инвесторов о том, что в Сербию можно инвестировать. По оценке местных экономистов мировой кризис достаточно сказался на сербской экономике, которая только начала восстанавливаться после более чем десятилетнего спада. Кризис в еврозоне - самом важном внешнеторговом партнёре Сербии, снизил спрос, что отразилось на экспортно-ориентированных отраслях. Тем не менее, две позитивные новости, которые в эти дни пришли из Брюсселя, обнадеживают. Во-первых: - это предоставление статуса страны-кандидата на вступления Сербии в ЕС, и во-вторых: - не менее важно заявление председателя Европейского Совета Хермана Ван Ромпея о завершении двухлетнего долгового кризиса в еврозоне. С начала текущего года наметилась стабилизация на рынке облигаций благодаря мерам, принятым Европейским центральным банком. Постепенный выход из кризиса и стимулирование экономического роста в странах ЕС открывает возможности для восстановления сербской экономики, так как она нацелена на этот рынок.
- ЕС в течение последних десяти лет в значительной мере повлияло на развитие отечественной экономики, поощряя проведение реформ, а также помогая средствами из различных фондов и кредитами. За этот период Сербия получила от ЕС безвозмездную помощь в размере 3,6 млрд. евро. Большая часть этих средств инвестирована в энергетику и охрану окружающей среды. Из европейского бюджета Сербия получила 2,2 млрд. евро, более одного миллиарда евро составила помощь отдельных стран-членов ЕС в рамках двусторонних связей. Из довступительных фондов ЕС на период с 2007 по 2013 г.г. Сербия получила 1,4 млрд. евро, т.е. около 200 млн. евро в год. Более значительные средства запланированы на следующий бюджетный период с 2014 по 2020 год, когда государства Западных Балкан должны получить около 14 млрд. евро.
- Получив статус кандидата, Сербия впервые получила и право на новые гранты из европейских фондов, в частности 120 млн. евро на развитие сельского хозяйства, что имеет особое значение, так как до сих пор такой вид помощи отсутствовал. По словам министра сельского хозяйства Д. Петровича в этой отрасли экономики Сербии занято около двух миллионов жителей страны, и они сейчас получают шанс совершенствовать производство. Возникает возможность лучшего использования природных ресурсов для производства продуктов питания и увеличения сбыта товаров на внешнем рынке. Речь идет о том, что средства из фондов, которые будут им доступны, будут использоваться для приобретения новой механизированной техники, а также для сооружения мелиоративной системы, что будет способствовать повышению качества товаров и их лучшей конкурентоспособности.
- Предоставление статуса страны-кандидата положительно оценили представители различных ассоциаций иностранных инвесторов, которые ведут бизнес в Сербии. Они отметили, что европейские перспективы Сербии является ключевым фактором для привлечения новых прямых иностранных инвестиций, что является основой для экономического развития. Кроме того, это дополнительный стимул для продолжения структурных реформ и гармонизации национального законодательства с европейскими стандартами, что позволит создать условия для благоприятной бизнес-среды. Для аналитиков, самое важное установить, дату начала переговоров, так как открытие каждой отдельной и выполнение высоких европейских критериев, будет способствовать улучшению качества жизни граждан во всех областях.
- Самой большой проблемой в 2012 году в области финансов будет сохранение утвержденного бюджетного дефицита. В целях выполнения этой нелёгкой задачи правительство применит меры жесткой экономии, заявил председатель правительства и министр финансов Сербии Мирко Цветкович, открывая «Бизнес-форум 2012» на сербском горном курорте Копаоник. Форум собрал более 500 участников - представителей правительства, бизнесменов, дипломатов, и многих экономических экспертов. По заявлению М. Цветковича, из-за углубления мирового кризиса прогнозы экономического роста Сербии в 2012 г. снижены до 0,5% и поэтому необходимо провести ребаланс бюджета, а это возможно лишь после проведения парламентских выборов. Из-за снижения экономической активности снизились поступления в бюджет, поэтому правительство будет применять жесткие меры экономии. Цветкович пояснил, что это не повлияет на выплату пенсий и зарплат в государственном секторе, а также, что государство не будет брать новые кредиты. Говоря о результатах деятельности правительства в течение последних четырех лет, Цветкович отметил как наиболее важный момент – это доведение сроков полномочий возглавляемого им кабинета министров до окончания установленного четырёхлетнего срока. Предстоящие парламентские выборы являются очередными, что подтверждает факт того, что сохранена политическая стабильность. Кроме того, сделан значительный шаг в процессе экономических реформ, и это было подтверждено решением Европейской Комиссии при рассмотрении вопроса присвоения Сербии статуса страны-кандидата на вступление в ЕС. Несмотря на кризис, увеличены инвестиции в инфраструктуру. Правительство также проводило ответственную социальную политику. Была сохранена и макроэкономическая стабильность, повышен кредитный рейтинг и сформулирована новая модель экономического роста. Цветкович считает, что в последующем периоде необходимо продолжить реформы в целях адаптации в европейскую интеграцию, вкладывать новые инвестиции в экономику, сокращать государственные расходы - как необходимое условие для экономического роста и повышения занятости.
- Глава делегации Европейской комиссии в Белграде В. Дежер отметил, что предоставление Сербии статуса кандидата - четкий сигнал всех 27 стран ЕС, которые хотят видеть Сербию в европейской семье. По его словам ЕС видит Сербию как стратегического партнера и желает как можно скорее начать переговоры о вступлении, что должно произойти до конца этого года. До тех пор, важно работать над улучшением некоторых областей, особенно когда речь идет о законности, повышении конкурентоспособности и структурных реформ. В рамках панели, которая была посвящена значению иностранных инвестиций для экономического восстановления сербской экономики, послы из стран, наиболее важных торговых партнеров, отметили, что новый статус Сербии - это дополнительный импульс для иностранных инвестиций, без которых невозможно ускорение экономического развития.
- Развитие транспортной и энергетической сети будет по-прежнему одним из основных приоритетов правительства Сербии, признанным и ЕС, который обозначил Сербию стратегическим партнером в регионе Западных Балкан, поскольку по территории страны проходят трансъевропейский «Коридор 10», включающий автомобильные магистрали и железные дороги, а также «Коридор 7» - речной путь по Дунаю. Официальный Брюссель, по словам главы представительства ЕС в Белграде В. Дежера, выделил помощь на развитие энергетики Сербии в размере 500 млн. евро, а на развитие транспорта - свыше 180 млн. евро. Речь идет о реконструкции моста «Свобода» в г. Нови-Сад, пограничных переходов: «Хоргош» с Венгрией, «Батровцы» с Хорватией и проходящие по территории Сербии участки автомагистралей E-70 и E-75, а также о надзоре за строительством участка объездной дороги вокруг Белграда. Что касается энергетики, значительный прогресс был достигнут в снижении загрязнения окружающей среды, реализации проектов на сумму около 20 млн. евро по строительству ТЭЦ «Никола Тесла» и «Морава».
- Каждое второе предприятие Сербии, оплату долгов которого гарантирует государство, не исполняет своих обязательств, и это ложится бременем на бюджет страны. Гарантии, которые выдаются отдельным предприятиям на погашение кредитов, приходится покрывать из государственных средств. Данные показывают, что на сегодня активирована половина из общей суммы выданных государством гарантий. По сербскому законодательству общая сумма задолженности по предоставленным предприятиям кредитам считается государственным долгом, и размер госгарантий составляет, таким образом, около 6% совокупного госдолга страны. Самыми крупными должниками государственной казны сейчас являются: «Путеви Сербии» (дорожное строительство), «Железницы Сербии» (ж/д хозяйство), «Сербиягаз» (газоснабжение), «ЭПС» (электрохозяйство), «Фиат автомобили Сербии», государственный авиаперевозчик «ЮАТ».
- Согласно публикации Республиканского статистического комитета Сербии «Демографическая ситуация в Республике Сербии в 1961 -2010 гг.» население страны возросло за этот период на 9,1%, а с 2002 по 2010 гг. сократилось на 2,8% и составляет в настоящее время 7,29 млн. чел. (без учёта населения Косово и Метохии). Сербия входит в группу наиболее старых наций Европы и находится на 5 месте со средним возрастом 41 год и продолжительностью жизни 71,4 лет у мужчин и 76,6 лет у женщин.

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
 
Другие новости по теме:

  • Обзор экономической ситуации в Сербии в сентябре 2012 г
  • Обзор экономической ситуации в Сербии в мае 2012 г
  • Обзор экономической ситуации в Сербии в апреле 2012 г
  • Обзор экономической ситуации в Сербии в январе 2012 г
  • Импорт легковых автомобилей в РФ в январе-августе 2011г. вырос на 57%

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Валютные информеры |  Телеграм канал "Все о ВЭД, все для ВЭД" |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2024   All Rights Reserved.