Регистрация | Войти

ENG  |  RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

 






» Об оценке регулирующего воздействия на проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции»
2 февраля 2012 | Новости законодательства

В соответствии с пунктом 3.3 Порядка организации работ в Российской Федерации по разработке технических регламентов Таможенного союза и проектов перечней стандартов, в результате применения которых обеспечивается соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза, одобренного протоколом заседания подкомиссии по техническому регулированию Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, состоявшемся 26 мая 2011 г. (пункт 3 раздела IV протокола), проекты технических регламентов Таможенного союза, устанавливающие требования к продукции или связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также оценки соответствия, должны быть представлены в Минэкономразвития России для проведения оценки регулирующего воздействия.

Во исполнение указанного положения Минэкономразвития России рассмотрело проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (далее - проект акта) и сообщает.

Проект акта разработан во исполнение пункта 23 Графика разработки первоочередных технических регламентов Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 8 декабря 2010 г. № 492. Стороной-разработчиком проекта акта является Республика Казахстан. Исполнительным органом, ответственным за разработку проекта акта, является Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан.

Ключевыми задачами, на решение которых направлено принятие проекта акта, являются обеспечение безопасности мяса и мясной продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, устранение избыточных административных барьеров в сфере производства и обращения мяса и мясной продукции, обеспечение гармонизации с требованиями Кодекса Алиментариус и регламентами Европейского Союза. Принятие проекта акта будет способствовать формированию рынка в сфере производства и обращений мяса и мясной продукции стран, формирующих единое экономическое пространство: России, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

По оценкам большинства субъектов предпринимательской и иной деятельности, полученным в рамках публичных консультаций, принятие проекта акта не повлечет необоснованных расходов для субъектов предпринимательской и иной деятельности. Однако ряд изложенных в проекте акта требований подлежит доработке.

1. Объект регулирования в тексте проекта акта обозначается по-разному, в частности, «мясо (продукты убоя) и мясная продукция» (пункты 2 и 3 Предисловия проекта акта, пункт 1 статьи 1 проекта акта), «продукты убоя и мясная продукция» (пункт 2 статьи 1 проекта акта, статьи 3, 4, 5 проекта акта). В целях единообразного подхода к объекту регулирования целесообразно определиться с наименованием объекта регулирования и внести редакционные правки по всему тексту проекта акта. Кроме того, полагаем целесообразным уточнить объект регулирования в части  пищевой   продукции,   в   рецептуре   которой   содержание   мясных  ингредиентов составляет менее 5%: согласно пункту 2 статьи 1 проекта акта указанная продукция относится к объектам регулирования проекта акта, при этом пунктом 3 статьи 1 проекта акта проектируется, что действие проекта акта на нее не распространяется.

2. Проект акта не содержит требований в отношении мясной продукции для детского питания, что нарушает принятый принцип разработки пищевых технических регламентов Таможенного союза, основанный на группировке требований безопасности исходя из, прежде всего, «сырьевой» основы пищевого продукта. Согласно данному подходу, зафиксированному в пункте 2.2 Протокола Координационного Комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер Таможенного Союза от 10 августа 2011 г., требования к детскому питанию устанавливаются в соответствующих проектах технических регламентов на отдельные виды пищевой продукции, а также в проекте технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции».

Таким образом, полагаем, что требования к мясной продукции для детского питания должны быть включены в проект акта.

С учетом изложенного, по результатам оценки регулирующего воздействия проекта акта положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в проекте акта не выявлены. В то же время отдельные недостатки, отмеченные в настоящем заключении, могут привести к риску недостижения планируемых целей принятия законопроекта. Указанные недостатки и предложения по их устранению могут быть учтены при доработке проекта акта.

В рамках оценки регулирующего воздействия проекта акта были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности, представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В частности, проект акта направлялся в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия» и другие субъекты предпринимательской и иной деятельности.

Справка о результатах публичных консультаций прилагается.

Приложение: 

Справка о результатах проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности по проекту технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции»

В рамках оценки регулирующего воздействия Департаментом оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в период с 31 октября 2011 г. по 14 ноября 2011 г. проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности по проекту технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (далее - проект акта).

В рамках публичных консультаций проект акта был размещен на официальном сайте Минэкономразвития России, а также направлен в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Общероссийскую общественную организацию «Деловая Россия», иным субъектам предпринимательской и иной деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В рамках публичных консультаций получен ряд ответов от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также от следующих субъектов предпринимательской и иной деятельности и организаций, представляющих их интересы:

-              Торгово-промышленной палаты Российской Федерации;
-              Российского союза промышленников и предпринимателей;
-              Национальной Мясной Ассоциации;
-              Консультативного Совета по иностранным инвестициям;
-              Национального института технического регулирования;
-              Всероссийского научно-исследовательского института мясной промышленности им. В.М. Горбатова.

Поступившие предложения и замечания, связанные с оценкой регулирующего воздействия, включены в Заключение об оценке регулирующего воздействия по проекту акта.

За исключением замечаний, отмеченных в Заключении об оценке регулирующего воздействия по проекту акта, участниками публичных консультаций высказаны также следующие замечания и предложения.

1. Согласно позиции Российского союза промышленников и предпринимателей и Национальной Мясной Ассоциации представляется целесообразным дополнительно включить в проект акта статью о требованиях к реализации продуктов убоя и мясной продукции. Данное предложение было отклонено разработчиком проекта акта, однако с точки зрения указанных участников публичных консультаций оно является принципиальным.

Отмечено, что включение в проект регламента статьи о требованиях к реализации мяса и мясной продукции будет способствовать закреплению ответственности по обеспечению безопасности продукции во всех звеньях товаропроводящей цепочки от производителя до потребителя, включая оптовую и розничную торговлю. Подчеркнуто, что в последние годы осуществляется активное расширение форматов розничной торговли. Однако, установленные в настоящее время для торговых организаций санитарно-гигиенические требования и нормы к процессам производства таких продуктов, срокам годности и условиям хранения зачастую не выполняются.

В этой связи предлагается в проекте акта отдельно установить минимально необходимые требования как для цехов торговых организаций, осуществляющих перефасовку, переупаковку и перемаркировку продуктов убоя и мясной продукции, так и для розничных торговых объектов, не имеющих соответствующих цехов, но осуществляющих продажу мяса и мясной продукции в развес.

Предложенный подход позволит однозначно разграничить зону ответственности между изготовителями и организациями торговли, а также исключить случаи введения потребителей в заблуждение.
Комментарий: полагаем, данный вопрос нуждается в дополнительной проработке и обосновании, так как введение дополнительных требований может повлечь увеличение издержек субъектов предпринимательской деятельности.

2. По мнению Национального института технического регулирования, «сфера применения» проекта акта «необоснованно расширена». Так, согласно последнему абзацу пункта 2 статьи 1 проекта акта объектом технического регулирования является, в частности, пищевая продукция, «в рецептуре которой содержание мясных ингредиентов составляет менее 5 %». Во-первых, по мнению Национального института технического регулирования, в указанном положении проекта акта содержится редакционная ошибка: по-видимому, речь идет о «не менее 5%» содержания мясных ингредиентов. Во-вторых,  если в сферу регулирования проекта акта «попадает продукция, содержащая более 5% мясных ингредиентов независимо от содержания иных ингредиентов (рыбы, молока и т. д.), даже если таких ингредиентов в продукции больше, чем мясных», то «это приведет к противоречию с другими техническими регламентами на отдельные виды пищевой продукции, а также к предъявлению необоснованных требований к такой продукции, т.е. требований, которые не учитывают рисков причинения вреда». «В этой связи сферу применения данного технического целесообразно ограничить необработанным и обработанным мясом и продуктами убоя животного происхождения по аналогии с Регламентом ЕС № 853/2004» от 29 апреля 2004 г.

Комментарий: полагаем, данный вопрос нуждается в дополнительной проработке и обосновании.

3. По мнению Всероссийского научно-исследовательского института мясной промышленности им. В.М. Горбатова, требуется исключить положения статьи 6 проекта акта «Требования к территории организации, осуществляющей деятельность по производству пищевых продуктов убоя и мясной продукции», не связанные со спецификой мясной отрасли или относящиеся к общим требованиям для пищевого производства.

Комментарий: полагаем, что в случае конкретизации требований, которые предлагается исключить, данное предложение может быть учтено при доработке проекта акта.

4. Одновременно обращаем внимание, что ряд редакционных замечаний, полученных в рамках публичных консультаций от Национальной Мясной Ассоциации, ООО «Нестле», Национального института технического регулирования, требуют актуализации и дополнительного обоснования.

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

 
Другие новости по теме:

  • Вступают в силу Технические регламенты Таможенного союза
  • Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации «Об основах правового регулирования деятельности операторов и их взаимодействия с участниками перевозочного процесса при перевозках грузов»
  • В Таможенном союзе утверждено шесть техрегламентов
  • Минэкономразвития нашло изъяны в Административном регламенте Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения реестра таможенных представителей
  • Дополнительные места таможенного оформления мясной продукции в Центральном Федеральном округе

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2016   All Rights Reserved.