Регистрация | Войти

ENG  |  RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

 






» Готовим контракт с таможенным представителем (брокером)
28 сентября 2011 | Новости ВЭД

Готовим контракт с таможенным представителем (брокером)Тот факт, что контракту с таможенным брокером и работе над ним уделяется очень мало внимания, можно объяснить следующими доводами. Дело в том, что бытует сомнительное мнение о том, что таможенный брокер практически не может отвечать за таможенное оформление. Он очень сильно зависит от третьих лиц, в число которых входят сотрудники таможни, госорганы и другие представители. Благодаря контракту таможня лишь разрешает таможенному представителю работать с грузом. Это ошибочное мнение очень активно поддерживается недобросовестными таможенными брокерами, которые пытаются этим объяснить свою некомпетентность. По их интерпретации, капризы таможни мешают им работать, и они расценивают это как форс-мажор, несмотря на то, что любое изменение законодательства в отношении таможни, которое опубликовано в СМИ, вступает в силу лишь спустя месяц.

Благодаря тому, что в нашей стране часто подписывают контракты не читая, нередко возникают ситуации, противоречащие здравому смыслу. В одном из пунктов сказано, что уплата таможенных платежей осуществляется исключительно из аванса брокера, а чуть ниже, в том же договоре, помечен тот факт, что таможенный представитель не несет абсолютно никакой ответственности за неуплату или несвоевременную уплату этих платежей. И такие вопиющие случаи встречаются в контрактах очень известных и респектабельных компаний.

Именно поэтому нужно уделять большое внимание контракту с таможенным брокером, как и любому контракту. Ни в коем случае нельзя подходить к этому формально. Контракт должен иметь очень четкий порядок взаимодействия с брокером. Не обязательно взаимоотношения с таможенным представителем должно быть в теле контракта. Его можно оформить как отдельное приложение.

Одна из важнейших вещей в контракте – это сроки передачи информации брокеру. Это делает обе стороны дисциплинированными, а так же определяет время, в течение которого участник ВЭД взаимодействует с таможней. Информация, которую должен содержать контракт:

- период времени, в течение которого брокер должен быть уведомлен о готовящейся поставке нового товара.
- период времени, в течение которого брокер должен быть уведомлен о поставке
- период времени, в течение которого документы для начала подготовки таможенного оформления должны быть переданы брокеру, а так же список этих документов.
- период времени, в течение которого должны быть предоставлены дополнительные документы по запросу представителя таможни
- период времени, в течение которого брокер должен уведомить о прибытии ТС на таможенный контроль
- период времени после предоставления документов, в течение которого брокер должен подать декларацию
- период времени, в течение которого брокер должен быть проинформирован и выпуске товаров
- период времени, в течение которого по электронной почте должны быть предоставлены копии деклараций и их оригиналы

Если даже между сотрудником компании и брокером установлены хорошие, доверительные отношения, нов ходе исполнения контракта потребуется изменения сроков, то, следует помнить, что при любой конфликтной ситуации, все решения будут приниматься лишь на основании договора. В связи с этим, сроки нужно указывать очень точно, чтобы они отвечали интересам клиента. Не нужно вписывать увеличенные сроки, на случай непредвиденной ситуации, однако минимальные сроки тоже ставить не рекомендуется.

Следующим важным пунктом в контракте являются конкретные услуги, которые клиент ждет от брокера. Такие понятия как «таможенное сопровождение» или «содействие» по сути, очень широкие, поэтому требуют пояснений в соответствующих пунктах.

В первую очередь следует выбрать, все ли документы предоставляет участник ВЭД, или некоторые (СЭЗ, сертификаты) должен получить брокер. Во втором варианте следует следить за тем, чтобы брокер не оформлял ненужные для данной поставки документы. Иногда участник ВЭД переплачивает до полусотни тысяч рублей за единицу товарной номенклатуры.

Так же очень важным моментом при таможенном оформлении, которому нужно уделить внимании в контракте является перевод документов. Некоторые компании сами занимаются переводом документом, другие – платят за это брокеру. Брокеры в свою очередь четко знают, что переводить нужно только ту информацию, которая требуется для таможенного оформления. Такая информация, как адрес типографии, не нуждается в переводе и совсем не обязательна. Таким образом, следует обговаривать этот момент в контракте. Это входит в интересы участника ВЭД, потому что это позволяет экономить более тридцати тысяч рублей на услугах переводчика. Примерно во столько же обойдется и услуги по переводу документов самим брокером.

Передача документов так же является очень важным аспектом в регламенте. Иногда конечный склад находится не рядом с СВХ, и зачастую приходится пользоваться плечом от таможни до склада. В таких случаях возникают проблемы с оригинальными документами. Обычно документы отправляются вместе с водителем грузовика, реже отправляют специального человека. Некоторые компании в таких случаях просто раз в неделю забирают документы с таможни, а некоторые просто ждут курьера от таможенного представителя. Все эти возможные варианты должны быть зафиксированы в договоре со всеми нюансами. Иногда выгодно указать брокеру, чтобы он передавал ГТД по электронной почте. Благодаря этой функции на складе успеют подготовиться к приему товара. Ведь в ГТД находится очень много информации, получив заранее которую, можно сэкономить много времени на приеме товара.

Хорошим ходом будет вписать в обязанности брокера мониторинг за изменениями в законодательстве таможни по товарным группам, которые важны для клиента. Так же было бы неплохо, чтобы таможенный представитель оповещал обо всех его изменениях. В обязанности брокера входят эти обязанности, но некоторые компании не исполняют их. Бывали случаи, когда брокеры не знали о закрытых таможнях и пытались списать это все на форс-мажор, хотя это их вина. Клиенты понесли огромные убытки, которые измерялись несколькими тысячами евро. В эту сумму входили стоимость перенаправления машин на другой таможенный пост, стоимость простоя, штрафные санкции за нарушение сроков поставки. Возложив на брокера мониторинг законодательной базы, участник ВЭД делает свой риск минимальным и может взыскать с брокера сумму компенсации в случае наступления подобных ситуаций.

Существует еще много аспектов для разных компаний, которые необходимо обговорить и зафиксировать в контракте. Таким аспектом может быть пересчет за таможенником остатка на платежке. Ведь даже маленькая арифметическая ошибка может стать поводом для нареканий со стороны налоговиков.

Учитывая все эти факты, нужно четко запомнить, что контракт должен быть для обоих сторон источником подробной информации, к которой можно обратиться есть у кого-то возникнут вопросы.

Когда эта часть контракта будет завершена, нужно переходить к фиксированию ответственности обеих сторон. В законодательной базе уже определена часть ответственности для участника ВЭД. Брокерским компаниям они хорошо известны и нам не стоит лишний раз заострять на этом внимание. Участник ВЭД должен четко понимать, что нанятый брокер не должен быть обычным таможенным курьером. Он должен очень хорошо разбираться в вопросах таможенного оформления. В связи с этим участник ВЭД не должен отвечать за такие моменты как таможенная стоимость или определение кода ТНВЭД. По сути дела в задачи участника ВЭД входит только передача таможенному брокеру всей необходимой информации о товаре, а со стороны брокера уже идет принятие всех решений.

Более подробно следует рассмотреть пункт об ответственности таможенного представителя. Эта деятельность, как и любая другая, подразумевает риски. Некоторыми рисками компания может управлять, а на некоторые никакого влияния не оказывает. К таким неуправляемым рискам можно отнести взаимодействие брокера с таможней. Однако этот риск напрямую зависит от компетентности самого брокера, поэту часть ответственности за решения таможни ложиться на таможенного представителя. К таким случаям можно отнести следующую ситуацию: таможня отказывается принимать стоимость, обуславливая это недостаточностью информации. Здесь вина целиком и полностью ложится на брокера, потому что он вовремя не сделал запрос у участника ВЭД о предоставлении этой самой информации. Речь не идет о тех случаях, когда таможня занимается открытым произволом. Разница между халатностью брокера и придиркам таможня очень невелика, поэтому доказать вину таможенного представителя очень не просто. Тут поможет четкая формулировка в контракте того факта, что вы передаете всю необходимую информацию брокеру, а чтобы получить дополнительные сведения, на случай, если он считает предоставленные данные недостаточными, брокер обязан делать соответствующие запросы. Благодаря этому пункту, таможенные представители будут внимательней относиться ко всем документам, а в случае возникновения каких-то проблем, будут обязаны возместить ущерб.

Существует очень много других спорных ситуаций, вызванные халатностью брокера, к ответу за которые его легко привлечь, если оное будет оговорено в контракте. Одним из таких примеров может послужить ситуация, когда брокер протянул время и не подал декларацию инспектору, который не начинал с ней работать, но имеет на это право. При этом участник ВЭД настаивал на этом, но брокер проигнорировал этот факт. Последствием этой оплошности может быть простой товара на СВХ до 2-х и более дней (с пятницы до понедельника). Это дополнительные затраты. Но, если в контракте будет оговорен пункт о том, что клиент не будет оплачивать стоянку на СВХ, вызванную по причине задержки таможенного оформления, в которой виновен сам брокер, то можно избежать лишних затрат.

Иногда таможенный представитель предпочитает работать с таможней из своего аванса, при этом препятствуя прямой уплате аванса участником ВЭД. Такие случаи очень распространены в курьерских компаниях. Здесь очень важно добиться в контракте пункта о том, что брокер несет ответственность не только за своевременную уплату платежей, но и за то, что работа через его аванс не увеличит сроки таможенного оформления. Бывали случаи, когда клиент перевел курьерской компании всю необходимую сумму, оговоренную в контракте и даже предоплату на то, чтобы ускорить процесс таможенного оформления, но не получил груз вовремя. Это случалось потому, что у курьерской компании кончились деньги на платежке, а брокер забыл предоставить новую.

Из всего вышесказанного следует вывод о том, что далеко не все обстоятельства являются форс-мажорными или зависят от третьих лиц. Некоторые из них являются непосредственной работой брокера, и, чтобы застраховать себя от халатности со стороны таможенного представителя, нужно больше внимания уделять контракту с ним. Грамотно составленный контракт является гарантией вашей защиты. 

 

Иван Тимофеев специально для BrokersOnline.Ru

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

 
Другие новости по теме:

  • Права и обязанности экспортера
  • Внешнеторговый контракт. Теория и практика внешнеторговой сделки
  • Второе чтение законопроекта «О таможенном регулировании» назначено на 22 октября
  • Как выбрать идеального таможенного представителя (брокера)?
  • Таможенные брокеры уходят в прошлое

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2016   All Rights Reserved.