Регистрация | Войти

ENG  |  RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

 






» Тотальный валютный контроль откладывается
22 февраля 2011 | Новости ВЭД

Развертывание правительством и ЦБ системы сплошного параллельного контроля финансовой и товарной части внешнеэкономических сделок продолжается, хотя и медленнее, чем это ожидалось. Ориентировочно с 2012 года, согласно опубликованным Минфином поправкам к закону «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральная таможенная служба (ФТС) начнет передавать Росфинмониторингу, ЦБ и другим органам валютного контроля всю информацию о фактическом пересечении таможенной границы товаров. Рынок внешнеторговых операций станет полностью прозрачным для контроля лишь с 2013 года, когда ФТС начнет передачу той же информации уполномоченным банкам—агентам контроля. Ранее предполагалось, что замкнуть систему контроля правительство решится уже в 2011 году,— судя по всему, это пока коснется только рынка услуг.
Минфин опубликовал проект очередных поправок к закону № 173 от 10 декабря 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле», корректирующих правила контроля за внешнеторговыми сделками в России. Поправки продолжают серию изменений в этот закон, а также в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и ряд других законов, которые правительство и ЦБ разрабатывают с апреля 2010 года: отчасти эти поправки уже стали законами, подписанными президентом Дмитрием Медведевым (см. “Ъ” от 22 ноября 2010 года), часть из них еще обсуждается (см. “Ъ” от 15 декабря 2010 года). Основная идея Белого дома — создать систему электронного обмена информацией между ЦБ, Федеральной налоговой службой (ФНС), ФТС, Росфинмониторингом и уполномоченными банками—агентами валютного контроля о перечислении средств по внешнеэкономическим сделкам и фактическим перемещением товаров и услуг через границы. Фиктивные экспортно-импортные сделки и невозвращение валютной выручки по контрактам являются с начала 1990-х основой инфраструктуры и «серого» импорта товаров с неуплатой пошлин и контрабандой и теневого экспорта капиталов из РФ, в том числе коррупционного и криминального происхождения. Масштаб этих операций в экономике РФ в 2010 году оценивается исходя из данных платежного баланса минимум в $10 млрд.
Предположение “Ъ” о том, что Минфин, разрабатывающий эти поправки, намерен замкнуть контрольную сеть в первом полугодии 2011 года, как это следовало из предыдущих поправок, в частности из спешной правки к закону № 173 в части предоставления ФНС прав на информацию о внешнеторговых контрактах от банков—агентов валютного контроля, не оправдывается. Новые правки к закону № 173 вменяют ФТС в обязанность информировать органы и агентов валютного контроля о фактическом исполнении контрактов, указанных в паспортах сделок, то есть о пересечении границ товаров. Впрочем, законопроект Минфина, опубликованный в феврале 2011 года (вряд ли он станет законом ранее мая–июня 2011 года), вступит в силу, как указано в тексте, лишь спустя 180 дней после его опубликования после подписания президентом. А обязанность ФТС информировать банки—агенты контроля, а не ЦБ в электронной форме о тех же операциях наступит лишь с 1 января 2013 года.
Напомним, участие ФТС в системе не требуется при валютном контроле ЦБ, ФНС, Росфинмониторингом и банками внешнеторговых услуг — в этой части возможность для госорганов проводить онлайн-мониторинг финансовых потоков теоретически может появиться уже в 2011 году. Однако без участия в системе составляющей информационного обмена «ФТС—уполномоченные банки» о работе ее на полную мощность говорить не приходится — ЦБ, ФНС и Росфинмониторинг могут лишь контролировать «серый» импорт своими силами, анализируя часть информации от банков постфактум. Причины задержки неизвестны: судя по всему, ФТС пока не готова к столь же тесному взаимодействию с банками на уровне ЦБ и Росфинмониторинга. Это сохранит в 2011–2012 годах часть возможностей для «серого» импорта и теневого экспорта капитала. Отметим, от дальнейшего ужесточения валютного контроля Минфин не отказывается, хотя и несколько смягчает новые формулировки закона № 173: если ранее ведомство настаивало на том, чтобы в паспортах сделок и самих контрактах по сделкам указывались точные сроки репатриации валютной выручки по внешнеторговым контрактам, то в новой версии предлагается указывать в паспортах «ожидаемые максимальные» сроки платежей и поставок по контрактам наряду с «датой завершения исполнения обязательств по сделке».

Источник: http://www.kommersant.ru

 

Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

 
Другие новости по теме:

  • Вступили в силу новые правила заполнения документов для целей валютного контроля
  • О новых условиях предоставления паспорта сделки
  • Минэкономразвития планирует усовершенствовать таможенное администрирование
  • Таможенный кодекс готов к перезагрузке
  • Ничего личного

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2016   All Rights Reserved.