Регистрация | Войти

ENG  |  RSS  |  Мобильная версия  |   Обратная связь  

CustomsOnline - Все для участников ВЭД

 






» Три без одной
25 мая 2010 | Новости таможни
России, Белоруссии и Казахстану пока не удалось договориться по ряду параметров экономического сотрудничества, заявил в пятницу телерадиокомпании «Мир» председатель правительства России Владимир Путин, среди них — условия ввоза на территорию союза иномарок, авиационной техники, экспорта в Белоруссию российских нефти и нефтепродуктов. Из-за существующих разногласий, заявил Путин, с 1 июля Таможенный союз заработать в полную силу не сможет.
На заседании межгосударственного совета «Евразэс», прошедшем в пятницу в Петербурге, обстановка была довольно нервная: несколько часов переговоров ни к чему не привели, рассказывают два российских чиновника, участвовавших в заседании. Один из них говорит, что между делегациями трех стран развернулась настоящая битва: два часа обсуждали пошлины на автомобили, полтора часа — условия работы особых экономических зон. Но главным, по словам обоих чиновников, оказался спор об экспортных пошлинах на нефть и нефтепродукты: Минск вновь требовал их отмены, но Путин уступать не стал.
Спор России и Белоруссии длится с начала года. Минск считает: если пошлины останутся и после 1 июля, это будет грубым нарушением обязательств по формированию союза. Ежегодно Россия поставляет в Белоруссию около 20 млн т нефти. В конце января российский и белорусский вице-премьеры Игорь Сечин и Владимир Семашко подписали соглашение, по которому Белоруссия в 2010 г. получит для внутренних нужд беспошлинно 6,3 млн т нефти, хотя белорусы просили 8 млн т.
Одним из кульминационных моментов пятничных переговоров было предложение премьер-министра Казахстана Карима Масимова премьер-министру Белоруссии Сергею Сидорскому снять все претензии по нефти и нефтепродуктам в обмен на отказ Казахстана от всех требований к Таможенному союзу: обнуление пошлины на ввоз самолетов и авиакомплектующих, разрешение физлицам ввозить по пониженной пошлине до 2 т иностранного товара, рассказывает участник заседания, минутная пауза — и Сидорский ответил: «Нет».
Когда ехали в Петербург, надеялись снять все разногласия, но не решили ничего, сетовал «Ведомостям» член казахстанской делегации.
Стратегическим экономическим союзником для России должна быть не Белоруссия и Казахстан, а Украина, уверена Юлия Цепляева из BNP Paribas, экономика Белоруссии — всего 3% от экономики бывшего СССР, с Казахстаном у России схожие позиции по экспорту и импорту: продаем энергоносители, покупаем все остальное. Украина же экспортирует энергоносители, а в ее импорте высока доля готовой продукции, с точки зрения расширения товарооборота с другими странами она России интереснее.
Есть три сценария действий, знает российский чиновник, участвовавший в петербургском заседании. Первый: снять все разногласия за 2-3 недели и начать существовать полноценным союзом с 1 июля; второй: продлить обсуждение на 2-3 месяца — тогда срок отодвигается на 1 октября; третий: создать союз только с Казахстаном, а Белоруссия присоединится к нему, когда будет готова принять условия его работы. Наиболее реалистичен третий вариант, считает он, но готовить документы придется по всем трем.
Во время переговоров предложение создать на первом этапе союз с Казахстаном действительно звучало, по сути, такой союз уже существует, все документы готовы, говорит пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, но этот вариант наименее желаемый.
Инициатива создать Таможенный союз принадлежала Казахстану, помнит чиновник, близкий к администрации президента. Президент Дмитрий Медведев идею поддержал, но, когда дело дошло до конкретики, выяснилось, что страны по-разному смотрят на назначение Таможенного союза. Для России это проект геополитический, а для казахстанцев и белорусов — чисто прикладной, объясняет он.
Пресс-секретарь президента Наталья Тимакова замечает, что все политические решения уже приняты, а то, что происходит сейчас, — нормальный переговорный процесс.
Когда лидеры стран отказались от принципа «политика выше экономики», стало ясно, что в основе интеграции должен лежать экономический, а не политический компромисс, указывает директор Центра по изучению политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов. Сравнивать создание Таможенного союза с интеграцией стран в Европейском союзе (ЕС) он считает неправомерным: в основе интеграции в ЕС лежали другие условия и обстоятельства.
Пошлин на нефть нет внутри ни одного союза в мире, а слова о защите российского автопрома смехотворны, сколько ни защищают «АвтоВАЗ», он рушится, говорит Сергей Мусиенко, член общественного совета при администрации президента Белоруссии: при Путине диалог будет идти тяжело и медленно, но есть ощущение, что логика экономических процессов будет диктовать дальнейшее развитие и союз будет создан. Создание Таможенного союза трех стран будет продолжено, но этот процесс будет скандальным и сложным, уверен белорусский политолог Юрий Шевцов.
Говорить, что Таможенный союз терпит бедствие, преждевременно, интеграция в ЕС шла 50 лет, а началась с политики: искали способ примирения Франции и Германии и выбрали экономическую форму — Союз угля и стали, говорит вице-президент Центра политических технологий Сергей Михеев.
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

 
Другие новости по теме:

  • На троих отказаться невозможно
  • Маневры Минска
  • Двое на одного
  • Премьеры трех стран пока не пришли к согласию в самых чувствительных вопросах - нефть и авто
  • Пошлины на иномарки для стран-членов ТС унифицированы

  • Вернуться
     

    Главная страница  |  Реклама на сайте  |  Обратная связь
    COPYRIGHT © 2008-2016   All Rights Reserved.